Сергей ПОЛЯЧУК. 33 года. Родился в Бресте. Артист оригинального жанра (фокусник, музыкант). Окончил Брестский государственный музыкальный колледж имени Г. Ширмы, БрГУ имени А.С. Пушкина и магистратуру. Музыкальный руководитель ГУО «Начальная школа №11 г. Бреста». Победитель номинации «Авторский хит» национального фестиваля молодежного творчества «Огонь молодежных талантов», финал которого прошел в формате гала-концерта на международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» (2021). Создал оригинальный жанр, где соединяет фокусы и музыку.
Сергей, как начали заниматься фокусами?
– Мое необычное увлечение – из детства. Присутствовал на цирковых представлениях, где обязательно был фокусник. Меня это удивляло и восхищало. Конечно, тогда и не думал, что можно овладеть таким ремеслом. Но было огромное желание выступать перед аудиторией… В пятом классе крестная в день рождения подарила книжку «Секреты простых фокусов» Амаяка Акопяна. Меня она захватила… Дальше все приходилось постигать самому. Смотрел телепередачи с участием Игоря Кио и Амаяка Акопяна, затем шоу Дэвида Копперфилда без русской озвучки.
И этого было достаточно?
– Так фокусы стали увлечением, а основным занятием – музыка. Родители считали, что углубляться в фокусы – несерьезно. Тем временем я начал показывать их во время семейных праздников, для родных и друзей. Так продолжалось до окончания школы и поступления в университет. Затем выступал перед публикой с аккордеоном, решил объединить музыку с «чудесами». Подготовил определенную программу и реквизит. Первые фокусы были с абсолютно обычными предметами – веревками, купленными в магазине. Что-то выстрогать-выпилить помогал отец.
Помните свой первый популярный фокус?
– Конечно. Это были три пластиковых стакана и три поролоновых кубика, которые я вырезал из обычной губки. Они появлялись под стаканчиками, исчезали, проходили сквозь донышко… При этом зритель мог подойти, пощупать руками, убедиться, что стаканы абсолютно целые. Как говорится, ловкость рук…
То есть показывать фокусы может каждый?
– Сложно сказать. Наверное, должны быть определенные природные способности. Секрет может узнать каждый, а вот повторить – вряд ли. Опять же нужна ловкость рук. А еще умение преподносить «колдовство». И это считается главным. То, как ты общаешься со зрителем, отвлекаешь его, шутишь… Думаю, обучиться этому весьма сложно. Это и острота мышления и юмора, умение ходить по грани. Тогда это будет интересно.
Можете рассказать о неординарных случаях во время выступлений?
– Я работаю со взрослыми и детьми. И взрослые порой удивляются больше. Казусы были разные. Однажды во время выступления выбежала девочка и громко кричит: «Я знаю, как это делается!» «И как?» – спрашиваю с удивлением. А она в ответ: «Вы просто – настоящий волшебник!..» Было и обратное. Сложил все свои веревки и другой реквизит в шляпу. И что вы думаете? Я отвернулся, а один зритель, ничего не подозревая, в шутку надел цилиндр на голову… Все посыпалось!.. Ничего секретного и страшного, но с тех пор я шляпу больше не беру. Надеюсь, никто не додумается надевать на голову… коробочку (смеется. – Авт.). Ну, и большинство зрителей считают, что из шляпы фокусник обязан достать кролика. Здесь проявил находчивость мой коллега. Он достал игрушечного кролика и снял все вопросы. А вообще никогда не знаешь, как может повести себя публика. Так что каждое выступление – это вызов, определенный риск.
Получается, детям и взрослым необходимо волшебство?
– Действительно, есть такая потребность. Понятно, что человек с годами становится мудрее. И если он удивляется, то будто возвращается в детство. Такие же ощущения он испытывает во время представления. Снова чувствует себя ребенком, которому предстоит все постичь. За этими ощущениями почитатели и приходят. Эмоции незабываемы. Ну и, конечно, вера в чудо. Мне кажется, она есть у каждого человека. Иначе жизнь становится неинтересной.
В Бресте много людей занимаются подобным амплуа?
– Я знаю только троих «профессиональных» фокусников. Ну, есть еще те, кто увлекается. С детьми работаю только я. Мы собираемся на фестивалях, форумах фокусников в Минске и других городах. Общаемся, смотрим друг на друга, приобретаем реквизит. Несколько лет назад фокусники из Беларуси и зарубежья встречались в Гродно. Был большой сборный концерт. Организаторы собрали огромный зал. Но два года ковида – время, которое вылетело в никуда.
Сейчас стало больше приглашений?
– В этом году доковидная корпоративность практически вернулась. Лично мне комфортнее работать с небольшими аудиториями. Я выступал и для десяти человек, и для ста во время новогодних представлений. Конечно, это разные ощущения и интерактив. В первом случае может поучаствовать почти каждый, во втором – три-четыре человека из зала. Поэтому теряется какая-то близость и душевность.
Если зритель не понимает, как иллюзионист выполняет трюк, то говорит, что он использует гипноз. Сталкивались ли вы с этим?
– Сразу отмечу, что какими-то сверхъестественными качествами не обладаю. И не углублялся в эту тему. Одна женщина в глубинке подошла с вопросом: «А это не черная магия?» Оказывается, такая догадка возникла из-за моего черного пиджака со стилизованными символами на спине… Пришлось пояснять, что я не черный маг, который наводит «туман». То, чем я занимаюсь, – искусство. Для некоторых это – чудо. Вот с такой формулировкой я согласен.
Дорого ли пригласить фокусника?
– Нет, не дорого. Да и условия для выступления довольно простые: звук, свет, чтобы меня было видно (улыбается — Авт.). Ну, и наличие свободного времени. «Трюки» я уже сам выберу в зависимости от зала и аудитории. По возможности стараюсь никому не отказывать. Принимаю активное участие в благотворительных мероприятиях и акциях.
Есть ли у вас ученики?
– Открыть школу фокусников и волшебства – идея, которая давно витает в Бресте. Предпринимал некоторые попытки. Здесь важно понять разницу между желанием узнать секрет фокуса и овладеть этим мастерством. Поэтому нужно набирать детей определенного возраста, у которых было бы огромное желание учиться. Им необходимо обладать такими качествами, как артистизм, пластика и многими другими. О секретах фокусов можно почитать и в интернете, но это ничего не дает. Да и в специализированных вузах этому не учат. Иногда выкладываю ролики «мастер-классов» в соцсетях, но это скорее как развлечение.
Сергей, как планируете строить свою дальнейшую карьеру?
– Как известно, совершенству нет предела. И действительно важно, в каком направлении двигаться в будущем. В любом случае, ценно чувствовать время, в котором мы живем. Сегодня нужно быть и менеджером, и продюсером в одном лице. Как шутят некоторые артисты: «Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю…» Также необходимо чувствовать наперед – чего хочет зритель. Поэтому частенько меняю свою программу. Такую работу буду вести и дальше! Главное — саморазвитие.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.