27 марта в управлении внутренних дел Брестского облисполкома прошел брифинг для региональных средств массовой информации, посвященный профилактике киберпреступлений. В нем принимали участие заместитель начальника УПК УВД Олег Колтуневич, начальник отдела УУР КМ УВД Вячеслав Оксенюк, начальник отдела информации и общественных связей УВД Наталья Милюкова.
Я сам обманываться рад?
С начала текущего года в Брестской области зарегистрировано более шестисот фактов преступных посягательств на финансы физических лиц региона. То есть более трех случаев в день, не считая выходных и праздников. Это серьезная цифра. И это не может не тревожить, потому что при мошеннических действиях с использованием информационных технологий криминальные деяния происходят, выражаясь оперативным языком, в условиях почти абсолютной неочевидности. Из всех многочисленных потерпевших от виртуального мошенничества никто в глаза не видел организаторов деяния, не говоря уж о том, чтоб знать их имя-фамилию.
Подобные преступления, по мнению правоохранителей и по сути, носят трансграничный характер, совершаются группой лиц, и, как правило, «дирижеры» манипуляций с деньгами наших граждан находятся за пределами Республики Беларусь. Бывает так, что организатор установлен, известно даже вплоть до города место его нахождения, но заказать его экстрадицию к месту совершения преступления либо съездить за ним не представляется возможным. Особенно сегодня в связи с внешнеполитической ситуацией. И если порой, когда удается вовремя задержать курьера, деньги еще можно вернуть, то наказать организатора всей схемы отъема денег не всегда возможно.
Способов выманить деньги существует великое множество, но все киберзлоумышленники работают, если можно так выразиться, по одной схеме: потерпевший должен сам перечислить, перевести или отдать из рук в руки денежные средства. Конечно, чем больше, тем лучше, но есть случаи, когда мошенник не гнушается и суммой в пятьсот рублей, чтобы ухватить хоть что-то. Как ни прискорбно, однако, все законопослушные граждане являются потенциальными жертвами преступников. Это у мошенника попробуй хоть рубль выманить!
В большинстве своем мошенники работают по нескольким направлениям. Размещение на сетевых торговых платформах объявлений о продаже чего-нибудь, обычно одежды. Привлекает низкая цена, хотя она как раз и должна бы насторожить. Кроме того, обязательное требование полной или хотя бы частичной оплаты товара до его получения и отсутствие положительных комментариев тоже должны насторожить: дело может быть нечисто. И бывает. Еще есть долгоиграющая схема мошенничества, рассчитанная явно на алчных людей: клиенту предлагается инвестировать деньги в некий проект или акции и заработать на этом. Народ «ведется» прямо-таки массово и через некоторое время остается в долгах, кредитах и – на бобах. А самый, на мой взгляд, циничный способ обобрать ближнего – телефонные звонки о якобы несчастьях, случившихся с ближайшими родственниками, и о том, что за деньги можно родственникам помочь. Самый верный способ в подобном случае, говорят правоохранители, — немедленно прервать разговор и тут же перезвонить тому, с кем якобы произошел несчастный случай.
Во всех подобных мошеннических схемах как нигде верно изречение сатириков: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Психологический портрет жертвы
Определенная усталость и даже некоторым образом раздражение начинает вырабатываться у правоохранителей и у представителей профильной журналистики по отношению не только и не столько к мошенникам – те знают, ради чего обманывают без зазрения совести. Проблема еще и в том, что на протяжении целого ряда лет телефонные и прочие мошенники ищут и находят очередную жертву. Хотя об опасности обмана не предупреждают, верно, только телеграфные столбы. С другой стороны, рекомендации сотрудников МВД мошенники тоже внимательно изучают. Зачем? Чтобы самим совершенствовать методы обрабатывания «клиентов».
Столкнувшись с такой, мягко говоря, неисчерпаемостью количества потерпевших, психологи попытались составить своего рода психологический портрет жертвы. Какие качества личности, черты характера человека могут сыграть с ним злую шутку в беседе с мягким вымогателем? Итак, для начала у потенциальной жертвы должен быть в наличии мобильный телефон. Он сегодня имеется практически у каждого пожилого человека. Это не прихоть и не баловство. Это, во-первых, постоянная возможность связаться с близкими. Кроме того, без телефона нельзя зарегистрироваться в банке для получения пенсии, невозможно отслеживать поток финансов: посредством СМС-сообщений человек получает информацию о тратах и поступлении денег.
В основе деятельности мошенников стоят обман и злоупотребление доверием. Здесь обычно идет игра на двух человеческих слабостях – на стремлении легко обогатиться и на страхе все потерять. Отсюда и разная тактика. Звонки пожилым людям основываются на страхе потери. И этот страх является более сильным фактором манипулирования, потому что жертва загоняется в безальтернативную ситуацию. В то время как обещание обогащения предполагает вилку возможностей: от возможности рисковать дальше своими деньгами до полного отказа контактировать с обещающими золотые горы мошенниками.
В этом отношении пожилые люди привлекательнее для мошенника. Они на все готовы, чтобы сохранить и те крохи, что есть у них на банковском счете. Обычно это люди с высоким уровнем притязаний, часто неудовлетворенные своим имущественным и социальным положением. У них завышенные стандарты потребления и в то же время дефицит общения, излишняя доверчивость, некритичное, основанное на «советском» доверии поведение. И вот парадокс. Чем в большей степени человек целеустремлен, добросовестен, мотивирован, надежен и пунктуален, тем больше он подвержен манипуляциям мошенников. Люди в возрасте 50 и более лет с выраженными ценностями безопасности, с образом мышления наивного оптимиста, с высоким самоконтролем, те, кто ставит интересы группы выше собственных, склонные к сотрудничеству, – все они составляют группу риска, подверженную манипуляциям со стороны телефонных мошенников. Люди, будьте бдительны!
Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.