В Беларуси изменились правила приема в вузы. По новым нормам, например, каждый абитуриент при поступлении в университет должен принести характеристику из школы. Есть в списке новшеств и другие важные нюансы. Разбирались в них вместе с Натальей КАЛИНОВСКОЙ – начальником главного управления по образованию Брестского облисполкома.
Наталья Анатольевна, какие новшества в правилах приема в вузы, на Ваш взгляд, стали особенно актуальными?
– Правила доработали с учетом широкого изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе вступительной кампании 2022 года. Ключевые изменения направлены на то, чтобы повысить объективность оценки знаний абитуриентов и обеспечить соблюдение принципа равных возможностей поступления в университеты. Также они призваны усовершенствовать отбор самых подготовленных и мотивированных абитуриентов для получения специальностей, востребованных экономикой страны.
Так, без вступительных испытаний предполагается зачисление победителей международных и республиканских олимпиад, победителей университетских олимпиад при поступлении в эти учреждения высшего образования, выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, выпускников лицеев при университетах при поступлении в данные университеты, а также лиц, сдавших единый государственный экзамен в Российской Федерации (при поступлении на платную форму обучения).
Кроме того, предусматривается прием на целевую подготовку по итогам внутреннего испытания в вузе в устной или практической форме (в зависимости от специальности).
Вводятся особые условия поступления на специальности для Вооруженных сил, транспортных войск и органов пограничной службы. В этом случае абитуриенты будут сдавать только два предмета: государственный язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ.
При подаче документов для поступления абитуриент должен представить характеристику из школы или колледжа, что позволит учреждению высшего образования «увидеть личность» абитуриента.
Я считаю, что все вышесказанное будет способствовать дальнейшему совершенствованию национальной системы отбора и подготовки кадров с высшим образованием.
Уже весной пройдут централизованные экзамены, которые совместят выпускной экзамен и ЦТ. Что изменилось в школах в связи с этим?
– Прежде всего, учителя и учащиеся стали более мотивированно готовиться к централизованному экзамену. Учреждения используют дополнительные возможности для подготовки к ЦЭ: поддерживающие и стимулирующие занятия, дополнительные занятия в шестой школьный день.
Особые условия для целевиков. С 2023 года они сдают только одно внутреннее вступительное испытание в вузе в устной или практической форме.
Откликнулись ли школьники Бреста и Брестской области на возможность участвовать в университетских олимпиадах?
– Да. Информация о возможности участвовать в университетских олимпиадах конкретных учреждений была своевременно доведена до учащихся 11-х классов. Так, например, в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина испытания проходили 119 человек.
Одно из дискуссионных новшеств – характеристики с указанием общественной активности и гражданской позиции абитуриентов. Как считаете, не сместит ли это акценты учащихся: они станут больше времени уделять не учёбе, а участию в общественной жизни школы или колледжа?
– Здесь надо понимать, что зачисление абитуриентов, за исключением лиц, которые зачисляются без вступительных испытаний, проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи трех вступительных испытаний, и среднего балла документа об образовании. Характеристика не будет влиять на зачисление абитуриентов.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.