Наталья Вавренчук является единственным в Бресте преподавателем начальных классов, имеющим наивысшую квалификационную категорию учителя-методиста. Так что помимо основной работы она призвана наставлять других учителей, делиться опытом, читать лекции в институтах, разрабатывать специальные пособия и т.д.
Однако, имея за плечами 20-летний учительский стаж и заслуженный авторитет в своей сфере, она признается, что и сегодня не чувствует, что уже все может. Относительная уверенность в собственных профессиональных качествах пришла к ней всего лет пять назад. Педагогическое мастерство, по ее словам, дается очень не просто и далеко не сразу: «То, чему нас научили в университете, — это просто массив знаний. Как их применять в практической работе – познается только уже в школьных буднях».
Профильная тема, с которой Наталья Александровна экзаменовалась на соискание статуса методиста, — «Формирование математической речи у младших школьников». Математическая речь – это умение точно, ясно, конкретно доносить не только термины царицы наук, но также переносить стиль четкого изложения мыслей и на другие сферы жизни.
Математика всегда была любимым предметом ученицы Наташи Вавренчук. Брестскую школу № 27 она окончила с золотой медалью. При поступлении в 1990 году в институт им. Пушкина выяснилось, что на избранную ею специальность образовался конкурс в 12 человек на место именно среди медалистов. Тем не менее, в поток избранников судьбы она попала, вуз успешно окончила и потом еще какое-то время училась в университетской аспирантуре. Именно там она начала разрабатывать интересную для себя тему математической речи.

Надо сказать, строгость четких формулировок уравновешивается подкупающей искренностью и душевностью, которые Наталья Александровна исповедует в профессии. И еще ей присуще бесстрашие реалистичности. Когда иллюзии восприятия детей как особых ангелоподобных существ стали разбиваться о школьную действительность, молодой педагог до глубины души усвоила истину, некогда сформулированную великим польским гуманистом Янушем Корчаком: «Дети – это уже люди, только у них опыт другой». То есть трогательно инфантильными, пасторально наивными милашками с картинок и кинофильмов дети выглядят только при поверхностном восприятии. На самом деле мир детей не менее сложен, чем мир взрослых, при этом он требует переводчика на язык его понятий. Владеющий этим языком учитель не будет ни злым, ни добреньким, а будет доброжелательным и справедливым.
На такое выверенное отношение ребятня дает очень ценную для Натальи Александровны обратную связь, которая с избытком окупает тяготы и издержки, неизбежные в работе школьного учителя. «Наверное, не все учителя склонны в этом признаваться, но мне очень важно, чтобы мой труд ценили. Я не скрываю, что дорожу такими знаками внимания, когда кто-то специально переходит дорогу, чтобы со мной поздороваться, когда улыбаются, машут рукой, благодарят, задают вопросы», — говорит Наталья Александровна.
Из-за подорванного в свое время авторитета школы далеко не все родители в спорной ситуации верят в то, что учитель прав. И к Наталье Вавренчук не раз приходили разгоряченные родительницы, например, с претензией: «Моя дочь сказала, что ответила урок на десять баллов, я доверяю своему ребенку, а Вы поставили ей только «восьмерку»! Как замечают педагоги, в современной школе, в отличие от прежней, ничего непререкаемого нет, все подвергается сомнению.
Так что то, какими будут взаимоотношения учителя и малолетних людей в его классе, наставник решает сам. Если он сможет утвердить себя в качестве лидера и наладить с ребятами контакт взаимного дружелюбия, возникает такая психологическая магия, которая позволяет решать не только задачи, но и сверхзадачи образования. В том числе помочь ребенку преодолеть своеобразную ломку, наступающую у первоклассника при смене его привычного образа жизни. Раньше дитя любили только за то, что оно есть, а теперь спрашивают, какую получил оценку и как усвоил материал. Чтобы настроить детей на нужный лад мягко и безболезненно, хорошему учителю приходится применять целую гамму средств влияния: словом, внешним видом, жестами, лаской, строгостью и т.д.
«Учитель, — считает Наталья Вавренчук, – это не какое-то одно профессиональное достоинство, это целый просветительский комплекс». Конечно, главное средство воздействия в этом комплексе – свет.
Ключевая задача школы – научить ребенка самостоятельно ориентироваться в мире знаний. А в 2021 году Совмин принял программу, обязывающую воспитывать еще и функционально грамотного ученика. Это значит, что смысл обучения не должен сводиться к заполнению памяти набором знаний. Требуется учить детей ориентироваться в том, как получаемая информация пригодится ему в жизни. Наверное, навык математической речи окажется тут весьма кстати.
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.