Он не раз говорил о том, что мечтал стать мореплавателем, дабы открывать для себя новые страны и континенты. Но не сложилось, и Николай Николаевич открыл для себя другую стезю – архитектуру. Более того, стал открывать для других архитектурное наследие Брестской области. Однажды он сказал: «Это сравнимо с открытием новых морей и океанов в нашей истории, которые мы не просто не понимаем, а просто даже не подозреваем, что они существовали». Это были не просто слова – это была видимая часть айсберга больших дел. Хватило бы и того, что он принимал деятельное участие в разработке и реализации проектов реставрации Ружанского и Коссовского дворцово-парковых ансамблей, ставших возрожденными жемчужинами белорусского зодчества.
Практически с первых дней образования Брестского филиала ОАО «Белреставрация» и до последних дней жизни он трудился в этой организации, разрабатывал проекты реставрации исторических зданий и курировал их выполнение. Но одновременно нашел свою нишу в исторической архитектуре. Николай Власюк в 1996 году с отличием окончил Международную Несвижскую академию, подготовив дипломную работу «Старинные кладбища Бреста». Помимо диплома получил сертификат специалиста ЮНЕСКО по консервации и охране старинных кладбищ. Затем был долгий путь исследований и сбора официальных документов, а в 2016 году брестское Тришинское кладбище было включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Одновременно вышли две книги (фактически монографии) «Историческая топонимия Кобринского форштадта» и «Крепость Брест-Литовск: металл в архитектуре». Никто так полно не освещал в одном издании историю улиц и «районов», металлические украшения зданий города. Николай Николаевич, став первопроходцем, всегда подчеркивал помощь своих коллег, а особенно студентов, которых «вел», будучи старшим преподавателем кафедры архитектуры БрГТУ. И всегда делился своими знаниями – если журналисту надо было «ввернуть» в свою статью нечто «эдакое» новое о старом Бресте, всегда можно было смело обращаться к знатоку.
Последней (к несчастью, действительно последней) книгой Николая Николаевича стала фундаментальная работа под непривычным названием: «113Д000743 Бедекер…», вышедшая в конце прошлого года. На самом деле это номер Постановления правительства о придании Тришинскому кладбищу историко-культурного наследия РБ. И хотя Николай Николаевич охарактеризовал свой труд «краткий инвентарь», на 800 (!) страницах были учтены практически все памятники некрополя. Но он желал большего – в своем последнем интервью «Вечерке» он поделился ближайшими планами: «Готовлю два тома. Первый уже вам фактически знаком. Второй – цветные фотографии всех тришинских надгробий с алфавитным поименным указателем».
Не успел…
Скорбим вместе с родными и близкими замечательно человека, патриота своей Родины.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.