Вот-вот закончится праздник лета и зашелестит первыми тетрадками теплый сентябрь. Все родители, особенно будущих первоклассников, волнуются, как их ребенок будет учиться, как будут развиваться его отношения с учителем, со сверстниками, насколько учеба будет для него радостной. Каждый желает, чтобы их первокласснику хотелось надеть ранец на плечи не только 1 сентября, но и 1 ноября, 1 февраля и так далее.
Психологи считают, что определяющими для настроения учебного года во многом являются две недели подготовки к школе и первые две недели сентября. Правильно направляя маленького ученика в этот период, родители могут сделать очень многое для того, чтобы школа стала для него менее стрессовой и более радостной.
Атмосфера
Почувствуйте себя дирижером! Нужно обязательно давать на обучение жизнеутверждающий настрой. Только представьте, как будет воспринимать школу малыш, если из ваших разговоров с друзьями выходит, что школа – это место, где:
1. дети непременно получают двойки,
2. оценки ставят придирчивые учителя,
3. бедные дети учатся по ужасно сложным программам,
4. мальчишки в школу приходят только для того, чтобы обидеть девочек,
5. а все девочки ябеды и подлизы.
Такие установки вряд ли принесут ребенку уверенность в своих силах и спокойствие, так необходимые в этот период. Говорить о школе надо обязательно. Но главное условие: в ваших рассказах об учебе, учителях, учениках должно быть как можно больше светлых картинок.
Расскажите ему хорошие истории из вашей школьной жизни. Попросите бабушек вспомнить первых учителей и свои «школьные годы чудесные». Если вы сформируете у ребенка теплое отношение к школе, он будет ждать учебы не со страхом, а с радостью.
В помощь родителям маленьких школьников – множество добрых мультфильмов и детских фильмов о школе. Разучите пару детских песен о школе, несколько стихов Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.
Наступит время, и вам, вместе с малышом, придется преодолевать трудности. Но пока постарайтесь свою тревогу не передавать вашему школьнику. Относитесь к предстоящей учебе как к большому, долгожданному для ребенка празднику знаний.
Школьные принадлежности
Летняя подготовка к школе включает в себя и материальную составляющую. Очень часто родители, у которых ещё не было детей-школьников, допускают досадную ошибку: покупают много всего и сразу. А в сентябре оказывается, что многое из «канцелярской тележки» — совсем не то. В прошлом году, отправив в школу своих новоиспеченных первоклассников, мы извлекли для себя ряд полезных уроков, которыми спешим поделиться.
Урок № 1. Главное положительное качество школьных вещей — ограниченность их возможностей. Если же они приобретаются родителями по принципу «милоты», «крутости», «оригинальности», повинуясь своему или детскому порыву, то в первую же неделю учебного года выясняется, что у первоклассников в портфелях не школьные инструменты, а новые интерактивные игрушки. Например, пенал, который закрывается и открывается при помощи кнопки, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет песенки при попытке вынуть ручку. Ходить с такой вещью в школу – дело рискованное. Игрушка начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины… В итоге обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью. Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.
Урок № 2. Всякая вещь, взятая в школу, может быть потерянной или забытой. Поэтому в портфель школьника не стоит класть дорогой сотовый телефон. Телефон, если вы все же решили снабдить им вашего школьника, – это всего лишь средство связи, и пусть он будет обычной кнопочной «звонилкой». Эту рекомендацию можно распространить и на любые другие «знаковые» вещи. Например, на дорогие наручные часы, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.
Урок № 3. А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы ремонтных высот ни достигали наши школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника казенный школьный туалет — серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется хотя бы смягчить его. Туалетную бумагу можно заменить влажными салфетками. Хорошо, чтобы в портфеле еще лежала и упаковка бумажных салфеток — иногда нужно вытереть руки или нос. Регулярно проверяйте их наличие.
Урок № 4. Не помешают специальные упаковки для дополнительного перекуса: удобные «ланч-боксы» или попросту коробки для завтрака. Главное их достоинство — надежность: ведь если в портфеле что-то разольется или раздавится, с этим стихийным бедствием малыш справиться еще не в состоянии.
Урок № 5. Игрушкам в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а станут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато неусвоением материала, осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.
Урок № 6. У ребёнка должна быть бутылочка с водой, именно с водой, а не с чаем, фантой, спрайтом или сладким компотом. Только вода по-настоящему утоляет жажду. Учите вашего школьника самостоятельно мыть бутылочку и ежедневно менять её содержимое.
Урок № 7. Уточните у учителя, что ещё понадобится ребёнку. У каждого педагога — свои требования.
Отправляемся за покупками
Рюкзак, портфель, ранец
Это, пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание. Уже во втором классе детям часто приходится таскать достаточно тяжелые рюкзаки. От удобства спинки рюкзака зависит здоровье позвоночника. Спинка обязательно должна иметь ортопедический элемент и быть жесткой!
Второе по важности — лямки. Они должны быть широкими, мягкими, прочными и с удобной регулировкой. У рюкзака должно быть крепкое твёрдое и устойчивое дно, удобная верхняя ручка, несколько карманов, куда можно собирать всякие мелочи. Замки: с одной стороны, они не должны расстегиваться при полете рюкзака с лестницы, с другой — ребенок должен без проблем открывать их самостоятельно. Обязательная деталь — светоотражающие элементы, которые хорошо видны водителям на дороге.
Иногда к школьным рюкзакам прилагается мешок для «сменки» или физкультурной формы. Это удобно. Если нет, придется покупать его отдельно или приспосабливать для этой цели пакеты, что не так надежно (в руках бойкого школьника пакеты периодически дают слабину, что грозит потерей как минимум одной туфли).
Если хотите сэкономить, не покупайте турецкое или китайское, обратите внимание на продукцию отечественных производителей, довольно легко можно найти одновременно качественные и недорогие модели.
Еще совет, который относится не только к портфелям, но и ко всем вещам для детей: выбирая вещь, принюхайтесь к ней и дайте понюхать ребенку (как бы это не было смешно), и если почувствовали некий дискомфорт, то лучше отказаться от покупки — некачественный пластик, дерматин или другой сомнительный кожзаменитель выделяют токсичные вещества, способные накапливаться в комнате и, как следствие, в организме маленького школьника.
Первые шаги в новую жизнь
Портфель
Купить портфель – это еще не все. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.
Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: «здесь у тебя лежит то-то, а здесь — то-то» — недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться. Он должен сам убедиться, как вещи «входят и выходят» из его школьной сумки.
Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, выложенный в родительском чате или озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение одной-двух недель учебного года.
Пенал
Пенал должен быть прост в обращении и компактен. Желательно выбирать мягкий: не так громко падает, не так больно бьет и не разбивается при ударе. При этом он должен надежно закрываться, чтобы письменные принадлежности не рассыпались в рюкзаке или по всему классу.
В пенале первоклассника и второклассника могут лежать:
— две синие ручки (одна запасная). Они должны быть не скользкими (желательно с резиновой насадкой).
— один-два простых карандаша средней твердости. При покупке карандашей обратите внимание на то, хорошо ли они стираются и остро ли затачиваются. Карандаши с резинками-ластиками на конце не берите, т.к. кончики и резинки зачастую проваливаются внутрь или просто отваливаются, да и ластик этот невысокого качества. Лучше купите отдельно обычные карандаши и обычную резинку. О форме карандашей: если возможно, то пусть и простые, и цветные карандаши будут не круглыми, а ребристыми.
— резинка-ластик — покрупнее, но не слишком большая (размером с кусочек сахара). Проверьте сами, как она стирает карандаш, не мажет ли.
— два цветных карандаша — красный и синий.
Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и использоваться учеником только в случае необходимости.
Пенал для школьника 3-го и более старших классов удобен уже с несколькими отделениями. В пенал кроме вышеперечисленного можно добавить:
— еще одну запасную ручку.
— точилку для карандашей, желательно с контейнером для сбора очисток (у ребенка не всегда есть возможность встать и подойти к мусорному ведру).
— линейку с четкими делениям не более 20 см.
— цветные карандаши пусть будут уже не двух, а четырех основных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий); как и для первоклассника большой набор цветных карандашей на каждом уроке не нужен.
— цветные ручки (красная, зелёная и чёрная) — обычные шариковые, не гелевые.
Подставка для книг. Вещь крайне полезная: снижает нагрузку на зрение (текст находится под офтальмологически правильным углом). Только дома вместе с ребенком потренируйтесь устанавливать ее на столе на скорость. Хорошо иметь две подставки: одна лежит у ребенка в школьном портфеле, вторая стоит на домашнем рабочем столе.
Также дома, в школьном уголке, всегда должны быть:
— тетради в хорошем полиграфическом исполнении — не более 10 каждого вида;
— обложки для тетрадей, лучше выбирайте плотные;
— краски — лучше всего медовые (не стоит загоняться большим количеством цветов — 8-12 вполне хватит, пусть учится смешивать);
— цветная бумага — лучше брать двустороннюю.
И напоследок. Не покупайте ручки, карандаши, альбомы, тетради с яркими, тем более аляповатыми или агрессивными рисунками. Дети легко отвлекаются и впечатляются. Вам ведь не надо, чтобы ваш первоклассник вместо работы на уроке зачарованно рассматривал человека-паука на обложке букваря или переливающуюся куклу Барби на пенале?
Успехов всем нам в наступающем учебном году!
Юлия ЛОГАШЁВА
Наталья ВЕРНИГОРА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.