«Родной наш отец и учитель, дорогой Иосиф Виссарионович! Мы, свободные граждане города Бреста… шлем Вам, вождю и учителю, наш пламенный привет и искреннюю благодарность за освобождение нас от фашистского рабства…» Таким обращением к товарищу Сталину, принятым на митинге трудящихся, партизан и партизанок Бреста, открывался номер газеты «Заря» за 16 августа 1944 года.
Митинг радости и счастья, как его назвал в отчете корреспондент, проходил тремя днями раньше на городском стадионе. Главным распорядителем был председатель горисполкома Федор Пастухов, а с речью выступил секретарь обкома партии Михаил Тупицын.
Доносившая эти воззвания областная газета возобновила выход в первых числах августа. Редакция разместилась по своему довоенному адресу: ул. Комсомольская, 40, через стенку от типографии имени Ворошилова, вернувшей довоенное название. Типография занимала здание по Пушкинской (чуть больше, чем до его середины). На улицу доносился грохот. Закопченные окна, горячее производство – прохожие понимали: здесь работа не сахар.
С левого торца был вход не то в блинную, не то кафешку соки-воды.
Первый редактор Василий Калиберов вспоминал: «Перед отступлением немцы взорвали плоскопечатые машины, линотипы, рассыпали шрифт. Каким-то чудом уцелела только одна небольшая печатная машина. Она и выручила нас. Мы навели кое-какой порядок, немедленно начали набирать газету вручную. Возглавившая типографию Наташа Логвина, наборщик Григорий Журавлев, несколько местных полиграфистов встали за наборные кассы. Они до поздней ночи не уходили из типографии, старались быстрее набрать, отпечатать газету. В этом же доме на втором этаже разместилась редакция.
План номера газеты мы составили еще в лесу. Написали там и основные материалы. Сейчас уточнили некоторые детали, приняли по радио нужную информацию, приказ Верховного Главнокомандующего. Оттиски гранок вычитывались и правились немедленно. К 10 часам вечера из типографии поступили оттиски второй, а через час и первой полос. Объем газеты – 1/4 часть тогдашнего формата «Правды». Первая полоса открывалась аншлагом: «Брест снова наш! Слава Красной Армии-освободительнице!»
Наборщица типографии Александра Чучкова пришла работать сразу после освобождения.
«Пока типографию не восстановили, не получили машин, газету печатали партизанским способом: девушки-печатницы по очереди вращали печатную машину вручную. Набирали вручную еще долго, до появления наборных машин-линотипов, – были кассы с буквами, «по букашечке» складывали слова и предложения. Потом, после выхода газеты, набор опять разбирали и раскладывали буквы шрифта по кассам. Наборщиков было по четыре человека в смене. Верстали тоже вручную, несли на машину, делали оттиск и отдавали гранки на вычитку в редакцию.
Обязанности директора первое время исполняла Наталья Логвина – наборщица, знавшая процесс по партизанским выпускам газеты. Оттуда, из «лесной» типографии, много партизан в «Зарю» пришли: Александр Припотнев, Сиротин… Наталья руководила недолго, потом приехал на должность директора Еринбург.
На восстановление типографии привлекали немецких военнопленных из лагеря, приводили на ремонтно-строительные работы: на первом этаже был развал, надо было его привести в порядок перед установкой печатных машин. Потом, когда пришли советские печатные машины, нашли немцев-механиков, они помогали нашим специалистам налаживать и настраивать.
Типография занимала крыло по Пушкинской, от начала до угла. Наборщики и верстальщики до появления линотипов работали на втором этаже. Там же была бухгалтерия, другие службы. А первый этаж готовили под установку печатных машин, и потом низ был сплошь печатный. Сначала типография занималась только выпуском «Зари», потом расширились, одна печатная машина в отдельном помещении была под «Зарю», а на других машинах стали печатать другие заказы, бланки…
Жила я в кирпичном флигеле во дворе типографии, дали там комнату. Частенько беспокоили, если что-то случалось, вызывали на работу».
Когда Елена Шилова устроилась в редакцию в 1947 году, журналистами были в основном фронтовики и партизаны. Это подтверждает машинистка редакции Клавдия Еремеева, работавшая в «Заре» с 1946 года. Редактором в то время был Христич, из партизан. Примерно через год он уехал в Днепропетровск, а на его место прислали с Украины моряка-фронтовика Тертычного. «Его усилиями, – вспоминала Еремеева, – «Зарю», выходившую после войны на русском и белорусском языках, с двуязычного выпуска перевели на один, русский. Он ходил к руководству, настаивал, что дубляж этот ни к чему». Тертычный пробыл с год, после чего его забрали в Москву, а прислали еще одного фронтовика, Чернявского…
Еще со слов Клавдии Еремеевой: «Рассказывали, что при Польше здание редакции-типографии было привилегированной гостиницей и принадлежало пану Козловскому. Сын этих Козловских работал в редакции истопником, ему выделили в здании комнатку, в которой он жил, – в крыле по ул. Комсомольской. Сначала с матерью, потом она умерла. Все знали, что он был владельцем дома, имел магазины в Бресте. Во дворе был большой гараж, долгое время под замком. А потом органы добрались, открыли гараж – а там товары, и то же на чердаках. Козловского забрали…»
Корректор Лидия Тинякова дополнила, что во дворе стоял флигель, в котором жили несколько работников газеты. Во дворе парковалась и редакционная «Победа», водителем был муж Тиняковой Николай, возил редактора.
Корректорская была по Пушкинской, где торчат две металлические балки старого балкона, на втором этаже. Под этим балконом «причитала» маленькая дочь, просила маму сбросить копеек на мороженое. На первом и втором этаже – два металлических диска (шкива), по которым натянут резиновый приводной ремень. Внизу, вероятно, находились линотиписты. Чтобы не бегать постоянно вверх-вниз в корректорскую и обратно, гранки на вычитку и обратно спускали, скручивая в трубочку, крепя к этому резиновому ремню и вращая диск.
Газета выпускалась ночью. Корректоры работали часов с семи вечера до семи-восьми утра. Маленькую дочку Лидия Федоровна закрывала в квартире одну под замок, оставляла еду в термосах и строго-настрого наказывала никому не открывать. Но она всё равно открывала…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.