Детям с аутизмом посвящен мультфильм «Кастрюлька Анатоля» француза Эрика Моншо. Мальчик Анатоль везде носит за собой кастрюльку и сам толком не знает, что делать с этим предметом. Он хотел бы теплоты от людей, но ее нет, вокруг царит суровый климат. И мальчик решает уединиться от людского холода, спрятавшись под этот ковшик… В итоге люди забыли о нём. Но тут появилась тётя-спасительница. Она постучалась в «домик» Анатоля, показала, как можно применить кастрюльку, стала играть ею, как ракеткой, сделала из нее мостик через канавку, сшила для кастрюльки сумочку. Мальчик был счастлив! Он получил внимание и понял, что кастрюля может принести пользу.
Сегодня дети с аутизмом привлекают к себе все больше внимания. Во-первых, их число увеличилось в нашем городе. По информации педагога-психолога ЦКРОИ «Веда» Кристины Воробей, в Московском районе г. Бреста насчитывается 88 человек с аутизмом в возрасте от трёх до восемнадцати лет, в прошлом году их было 76. Во-вторых, возникают вопросы. Какие черты психики присущи таким ребятам? Почему в детском саду или в школе им нужен воспитатель сопровождения?
Одна из представительниц такой профессии – 36-летняя брестчанка Александра Виноградова, председатель учебно-методического объединения воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования Московского района г. Бреста. Она работает в специальной группе детского сада № 74 нашего города.
Александра Александровна не боялась начать работу в такой непростой детской «тусовке». «Я знала, куда иду, – рассказывает педагог, – и планировала, что там будут детки с задержкой психического развития. Меня это не пугало. К тому же я основательно готовилась, старалась как можно глубже изучить это направление и для себя решила, что не буду делить мальчиков и девочек на особенных и нормотипичных, а стану ко всем относиться толерантно, с пониманием их проблем».
Дети с аутизмом отличаются от других: они воспринимают окружающий мир громче обычного — звуки машин, различных уличных шумов, лай собак и т.п. звучат для них мощнее, чем для нас. У некоторых проявляется и световая гиперчувствительность. Они любят находиться в одиночестве, на своем «островке». И в этом местечке им помогает их «личный преподаватель». Его задача: создать среду, комфортную для ребенка, другими словами, адаптировать окружающий мир под него.
«Конечно, у детишек есть такие особенности поведения, которые могут другим не понравиться: одни долго вокализируют, другие кричат. Нужно понимать, что дети с аутизмом погружены в свой мир. Часто им не нужно общение со сверстниками. Они очень традиционны: например, предпочитают ходить по какому-то одному маршруту, имеют свои ритуалы, сохраняют привычки».
Бывает, что мамочка уже утром приходит в садик расстроенной, потому что ее ребенку сделали опять замечание в автобусе. Ведь незнакомые люди не понимают, что рядом находится не невоспитанный мальчик, а просто с особенностями, и он не может вести себя по-другому.
По словам Александры Виноградовой, обстановка в семье, отношение родителей, всех родных к маленькому человеку очень важны для успешного развития ребенка с аутизмом. При правильном подходе замкнутый мальчик или пугливая девочка может проявить себя с неожиданной стороны – раскрыть свой талант.
– С 9-летним Егором мы до сих пор общаемся. Мальчик одаренный, еще в детском саду он отлично рисовал. Мы все время находились в творческом поиске: Егорка создавал прекрасные рисунки, вырезал, делал иллюстрации, – рассказывает педагог. – Его мама отличалась не только кропотливой заботой о сыне, но и огромной целеустремленностью в выполнении заданий преподавателя, что в целом дало хороший результат.
К сожалению, есть родители, ориентированные по-другому. Они с удивлением и даже опаской воспринимают появление в жизни их ребенка воспитателя сопровождения. Хочется им сказать, что такой педагог – это проводник, оказывающий помощь. Как старший брат помогает младшему.
– Я начинаю, например, лепить поделки с ребенком, – посвящает в секреты профессии Александра Александровна, — и мы рука к руке творим. Потом он сам уже что-то делает из пластилина, только с подсказками, затем самостоятельно. А конечная цель заключается в том, чтобы он всему научился и обходился без меня. Иногда это титанический труд.
Успеху в профессиональном плане помогает и то, что в детском садике № 74 создают оптимальные условия для работы, за что Александра Виноградова искренне благодарна заведующему учреждением Светлане Анатольевне Тарасевич.
Время от времени Александра Александровна ходит со своими подопечными на массовые мероприятия – ведь их нужно как можно лучше адаптировать к окружающей среде, а у родителей не всегда есть возможность посещать праздники.
Искреннее внимание нужно всем, а малыши с аутизмом особенно нуждаются в большой, наполненной горячей любовью отдаче, которая есть у Александры Виноградовой. Тем, кто с ней рядом, тепло, уютно, спокойно – именно так подопечные воспитателя получают свое детское счастье.
Анна НОВАКОВСКАЯ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.