У меня вопрос к редакции по православному календарю, который был напечатан в «ВБ». Разъясните, почему страшные трагедии, например, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Успение Божией Матери называют в вашем календаре «великими праздниками»? Ведь это скорее «памятный день», но никак не праздник и повод веселиться! Скорее кощунство называть такие дни «праздниками». Это от невежества или безразличия к сути библейского события? Спасибо.
Анатолий В.
Прежде всего нужно заметить, что праздник – в православной традиции это и есть «памятный день», а вовсе не время разгульного веселья, какими часто оборачиваются языческие торжества.
Христианский праздник — день памяти священного события или святого. Церковные праздники различаются как по величине и значению (Пасха Христова как «праздников праздник», затем двунадесятые, великие, малые праздники), так и по своему содержанию, атмосфере и окраске. Недаром даже цвет богослужебных облачений в разные праздничные дни отличается друг от друга. Праздник может быть не только днем духовного ликования (Пасха Христова, Троица, Вознесение) или тихой сокровенной радости (Рождество Христово, Преображение), но и временем скорбного торжества, какими являются дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Важно учитывать, что оба этих великих праздника всегда являются днями строгого поста, даже если выпадают на воскресный день.
День усекновения главы Иоанна Предтечи соединяет в себе праздник и пост, радость и скорбь. На обычный человеческий взгляд это событие действительно является лишь трагедией. Сам Господь Иисус Христос, узнав об убийстве Иоанна Иродом, был опечален, и «отыде оттуду в корабли в пусто место един». Тем не менее, этот день является великим праздником, так как в этот день Предтеча Господень Иоанн духовно победил царя Ирода и родился в вечность как великий святой. В этот день мы радуемся тому, на какую высоту в его лице возвел Господь человеческое естество. Ведь по словам самого Христа «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», и уже много столетий на канонической иконе «Деисус» (в переводе с греческого «моление») по обе стороны от Христа изображены двое предстоящих — Божия Матерь и Креститель Господень Иоанн.
Успение Богородицы празднуется 28 августа по новому стилю, второе название этого праздника – «Богородичная Пасха». Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие – 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины.
Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Ее Сын, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась Своему Сыну, чтобы поскорее встретиться с Ним в вечной жизни.
Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, перед ней предстал архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках, и возвестил Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Богоматерь обрадовалась этой вести, рассказала о ней нареченному Своему сыну Иоанну и стала готовиться к Своей кончине.
В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Господь прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе со святым телом Ее, как и Сам вознесся на небо вместе с человеческим телом, поставив Ее выше всех ангелов и святых.
К празднику Успения положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Также этим названием указывается на кратковременное пребывание Ее тела в гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо: «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».
Добавим, что в каждый день церковного календаря отмечается память каких-то православных святых. И, как правило, день памяти святого устанавливается именно в день его кончины – ведь именно он является днем нового рождения святого – рождения в вечную жизнь.
Занятия христианина в дни православных праздников: молитва в храме и дома, изучение Библии и Закона Божия, чтение творений святых отцов, житий святых и других полезных книг, благочестивые беседы, посещение больных и заключенных, утешение скорбящих, помощь бедным и старикам и другие добрые дела. Также в праздник можно отдохнуть от ежедневной рабочей суеты: пообщаться с семьей и детьми, встретиться с родителями, сходить в гости, побывать на природе, посмотреть хорошую киноленту и т.д…
Ответ подготовила Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.