На рассвете разбудил звонок. Спросонья схватила трубку. А там сквозь непонятный шум слёзы и стенания: мамочка, миленькая, родненькая, помоги – я на машине человека сбила, нужны срочно деньги.
В ещё сонном мозгу вихрем пронеслось: моя дочь ещё не в том возрасте, чтобы по ночам покатушками развлекаться, да ещё и за рулём… На всякий случай проверила – спит дочурка в своей постели, видит сладкие сны. Отправила звонившую в эротическое путешествие и, злая, снова приняла горизонтальное положение в объятиях уютного одеялка. Засыпая до трезвона будильника, подумала: неужели на такие «разводы» мошенников ещё кто-то ведётся?
К сожалению, ещё как ведутся, особенно старики. В этом смогла лично убедиться во время совместного рейда с сотрудниками милиции по профилактике киберпреступлений. Правоохранители пошли в народ, ведь, как известно, злодейство проще предупредить, чем раскрыть, и слёзы лить от потерь. На улице Советской в Бресте прохожие, удивлённые появлению милиционеров с листовками в руках, легко шли на контакт. Некоторые интересовались, что случилось, один мужчина заверил, что ничего не нарушал, а молодёжь в супермодных драных свитерах спрашивала, что за пранк на Советской и когда в тиктоке себя искать. Но на вопросы о том, как совершаются киберпреступления и сталкивались ли с таким члены их семьи, охотно делились примерами. Такого наслушались – на целые тома расследований хватит. М-да-а-а… Уж сколько раз твердили миру, что не нужно мошенникам доверять, но потерпевших меньше не становится (с начала года на Брестчине зафиксировано 589 киберпреступлений (+30 % к прошлому году).
Например, глава семьи Владимир рассказал, что его маме звонили с неприкрытым требованием перевести деньги на карту. Аферисты даже не удосужились придумать интересный повод для «вознаграждения» и быстро получили в ответ решительное «До свидания!». А вот его племянник-пятиклассник поделился новым видом «развода»: ему поступил звонок с угрозами «ты бродил по интернету, поставил «лайк» под «интересным» видео. Если не хочешь, чтобы об этом узнала твоя мама, быстро переведи деньги». К счастью, у мальчика с родителями доверительные отношения, он рассказал о звонке и не дал скаммерам подзаработать на шантаже.
Преподаватель политехнического колледжа Полина Пухловская рассказала, что к ней часто обращаются за советом учащиеся, которые получают сообщения в мессенджерах от имени друзей с просьбой помочь финансово (хотя сам «просящий» может даже не быть в курсе) или звонки «я попал в ДТП, срочно нужны деньги». Были случаи заказа в Инстаграме товара по предоплате. В итоге – ни товара, ни денег.
Гостья из России посетовала, что её телефон «атаковали» мошенники, представляясь сотрудниками банка. Хорошо, что в дискуссии с ними она не вступала.
Наталья привела случай соседки, где кибермошенником оказался… десятилетний внучок. Ну никак не думала, что, похвалившись перед внучатами пенсионной картой, потеряет за два месяца более 800 рублей! Не заметила сразу, как загорелись глазёнки у среднего десятилетки – он тихонько сфотографировал цифры на карте и на обороте, а потом в своем телефоне оплачивал компьютерные игры. Бабушка обратилась в райотдел для поиска воришки, а пацан, когда «запахло жареным», быстренько разбил свой мобильный, чтобы родители не увидели платёжки. Когда вся правда всплыла, вместо игр получил хорошую взбучку, любящая бабушка простила юного хакера, но карточку на всякий случай прячет подальше.
Кристина поделилась своей семейной бедой: её 62-летней свекрови позвонили «сотрудники банка» и «попросили найти мошенника». Приехала в банк, взяла в кредит 14 тысяч рублей и перевела их. Рассказывала потом, что подруга отговаривала ее это делать, но свекровь была словно под гипнозом, готова была даже драться, ведь она свято верила, что помогает в поимке мошенников. В итоге сама попалась на их крючок. Теперь, наученная горьким опытом, не отвечает на незнакомые номера. Да, опыт – он сын ошибок трудных…
Старший оперуполномоченный УПК УВД Брестского облисполкома Владислав Шкутько, вручая респондентам листовки с прописанным алгоритмом действий по противодействию киберпреступлений, комментировал:
– Распространены случаи, когда мошенники звонят и представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов, медицинскими работниками. Могут сообщать о том, что их родственники попали в тяжелую жизненную ситуацию, и под этим предлогом требуют денежные средства. Пожилые люди, в том числе проживающие самостоятельно, в основном верят злоумышленникам и перечисляют деньги. В любых ситуациях, проводя какие-либо действия с денежными средствами в сети Интернет, необходимо соблюдать повышенную осторожность. Банки не запрашивают CVV-коды или коды из СМС, а также иную персональную информацию. Сотрудники банковских учреждений, а также сотрудники милиции не звонят посредством мессенджеров. Поэтому чаще напоминайте своим пожилым родственникам, что нельзя доверять звонкам с незнакомых номеров, и контролируйте детские вылазки в соцсети, да и сами не попадайтесь в «сети» кибермошенников.
После таких советов сотрудников в погонах ну просто грех становиться жертвой аферистов. Оставьте кибернечисть без дохода!
Светлана КИСЛАЯ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.