«Кажется, наши повара наконец-то научились готовить», — удовлетворенно промурлыкал мой сын-первоклассник, вернувшись из школы в начале третьей четверти. А перед этим в родительском чате было объявлено, что наша СШ № 1 стала единственной в Бресте экспериментальной площадкой по апробации новых подходов к питанию учащихся. Частыми гостьями в доме стали школьные анкеты, где родителям предлагалось озвучивать любимые блюда наших детей. Параллельно сын начал хвастаться, что теперь всегда съедает всю порцию.
Напомним, в прошедшем учебном году более двадцати белорусских школ, в их числе и СШ № 1
г. Бреста, стали участниками эксперимента по реформе школьного питания. В новом школьном меню республики было опробовано порядка 230 новых блюд. Среди них – картофельная бабка, пельмени, запеченная куриная голень и даже бургеры и хот-доги… А вот какие из них останутся в школьном питании, обсуждалось на прошедшем 22 августа семинаре для руководителей учреждений общего среднего образования г. Бреста по внедрению новых принципов питания и результатам пилотного проекта в минувшем учебном году.
Семинар открылся презентацией и дегустацией новых блюд школьного питания, созданных и апробированных в рамках пилотного проекта. Чего здесь только не было! — сырники, ризотто, пельмени, мясные орешки, котлеты, медальоны из птицы, фриттата с сыром и овощами, манник, сырный пудинг из рикотты, шашлычок, рыбные оладушки, фишболы с сыром и даже пицца двух видов.
«Если мы не научим ребенка кушать правильно с 1 класса, то поверьте, в старших классах это будет невозможно. Когда ребенок получает горячее питание, оставляет тарелку на столе и бежит в буфет за смаженкой или булочкой – это недоработка школы. У нас все получится, но для этого надо потрудиться», – уверен заместитель председателя Брестского горисполкома Виталий Щерба.
Уникальным опытом в организации питания детей в условиях реализации пилотного проекта поделилась директор СШ № 1 Маргарита Богданович. Маргарита Николаевна рассказала, что труднее всего было соблюсти время питания согласно установленным нормам. Директор отметила, что в новых документах отражены предложения школ, участвовавших в пилотном проекте: возможность кормить горячим обедом учеников, занимающихся во вторую смену, уже после первого школьного урока; гибко учитывать особенности учреждения и численность детского коллектива. Принято оптимальное решение: 1-4 классы будут получать в школе второй горячий завтрак, а 5-11 классы во всех регионах — и сельской, и городской местности — обед. Таким образом, пища будет готовиться последовательно, и скученность в школьных столовых будет исключена.
Когда школьника ждет второй завтрак?
Когда мой сын пошел в первый класс, завтрак у нас был перед первым уроком. Что конечно же было крайне неудобно: выходить из дома в промозглую слякоть голодным мой маленький первоклассник был категорически против, а позавтракав дома, оставлял школьный завтрак практически нетронутым. Когда начался эксперимент, второй школьный завтрак был перенесен на 10.35, и порции опустошались с гораздо более завидным аппетитом. Но не обошлось без сложностей: наш класс питался во время третьего урока. Да-да, вы не ослышались, третий урок прерывался, дети шли завтракать, а покушав, отрабатывали недостающую часть урока и шли на переменку.
Как учителя ухитрялись и переменки детей не лишить, и урок провести, и столовую посетить, остается загадкой. Теперь нормы отлажены, и дети будут получать второй завтрак «не ранее чем через два часа после начала работы учебного заведения».
Суп в школьном меню останется, но его будут получать дети, питающиеся в учебный день три раза. А таковыми станут те, кто находится в школе более восьми часов.
Фастфуда не будет!
В рамках пилотного проекта некоторые школы действительно использовали в меню бургеры и хот-доги, но после получения обратной связи от родителей, а также исходя из позиции Министерства здравоохранения, таким блюдам места в школьных столовых не будет. Даже пицца может быть представлена в питании школьников не чаще, чем раз в две недели, и в основном будет использована в качестве буфетной продукции.
Какие школы подключатся к проекту в новом учебном году?
В наступающем учебном году к реализации проекта подключаются 16 школ нашего города: СШ №№ 1, 3, 6, 7, 8, 12, 13, 17, 18, 20, 22, 23, 27, 29, 31, 33, лицей № 1, гимназии № 2 и № 4, начальные школы №№ 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11. Остальные 26 учебных учреждений будут включены в проект с сентября 2024 года. Работа будет вестись поэтапно, так как для перехода к новой организации питания учащихся школам необходимо оснащение дополнительным оборудованием и усовершенствование подготовки персонала.
Новая материальная база
Во все школы, участвующие в переходе на новые принципы питания, закуплено новое технологическое и холодильное оборудование. Из городского бюджета на эти цели выделено более 630 тысяч рублей. Общая сумма средств на приобретение нового оборудования составляет более 1,6 млн рублей. В СШ № 18 был построен новый пищеблок, а в СШ №№ 27 и 31 выполнены капитальные ремонты пищеблоков.
Школьные буфеты останутся?
Да, согласно правилам школьного общепита, дети в школьной столовой должны получать горячее питание, но разрешается и работа буфетов. Однако мучные изделия и сладости, кондитерские изделия с начинками в буфете должны быть ограничены (не более 10 наименований). Пиццы, смаженки и т.п. будут реализовываться не чаще двух раз в неделю. В буфете должны присутствовать продукты преимущественно с маркировкой «для детей дошкольного и школьного возраста» или отвечающие требованиям данных пищевых продуктов.
Полуфабрикаты
Использование полуфабрикатов существенно ограничено, но не запрещено. Разрешено использование полуфабрикатов, не требующих предварительной разморозки, например, качественных пельменей. Также могут быть использованы замороженные картофельные дольки, однако они не должны обжариваться во фритюре.
Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.