На прошлой неделе необычный урок по основам кибербезопасности провела компания А1. Более 500 социальных работников по всей стране стали участниками обучения в формате онлайн, организованного в рамках общенациональной информационной кампании #Подумайте5секунд, направленной на защиту от мошенничества клиентов А1 и всех граждан Беларуси.
– Это первый такой урок по кибербезопасности от А1, в котором мы с огромным удовольствием приняли участие, – говорит заведующая отделением дневного пребывания для граждан пожилого возраста Центра социального обслуживания населения Ленинского района Бреста Светлана Зоммерфельд. – Спикеры, на мой взгляд, очень доступно донесли нам, соцработникам, базовые знания по основам безопасности в интернете. Теперь и мы сможем объяснить своим подопечным, как избежать мошенничества при поиске информации и совершении онлайн-покупок, где скачивать проверенные приложения и на какие звонки в мессенджерах не стоит отвечать.
Такой видеоформат общения, как отметила Светлана Викторовна, оказался весьма кстати: на обслуживании в отделении ТЦСОН Ленинского района Бреста насчитывается около 1000 граждан, а в их группе в Viber – уже порядка 650. В наше время дети стремятся обеспечить своих пожилых родителей современными гаджетами, доступом в интернет, чтобы иметь возможность комфортно общаться с ними. Но в то же время все они теоретически могут попасть на удочку мошенников в интернете: многие люди «золотого» возраста пользуются современными телефонами и планшетами с выходом в сеть, но не все достаточно хорошо ориентируются в современных гаджетах и приложениях.
Сотрудники ТЦСОН ежедневно проводят с посетителями центра групповые и индивидуальные занятия, обучают, как правильно пользоваться смартфонами и планшетами, применять мессенджеры и карты онлайн, проводить оплату услуг через систему ЕРИП, вести интернет-банкинг и онлайн-запись к врачу, поиск лекарств в аптеках и заказ такси. Неизменно при этом делается акцент на соблюдение мер кибербезопасности: людям напоминают о том, что пароли для электронной почты и социальных сетей надо создавать надежные, о признаках, по каким можно распознавать фишинговые сайты. Это очень актуально для пенсионеров, которым понятия «вишинг», «фишинг» и многие другие кажутся абракадаброй.
– Иногда звонок с незнакомого номера может застать врасплох и привести к непредсказуемым последствиям, – продолжает Светлана Зоммерфельд и приводит случай из практики. – Около месяца назад, находясь на рабочем месте, за дверью кабинета услышала громкий разговор. Вышла и увидела подопечную нашего центра, которая общалась с кем-то по видеосвязи, задавала вопросы звонившему и пыталась предпринимать какие-то действия. Я предложила свою помощь. Она сказала, что ей по видеосвязи звонит сотрудник организации, предоставляющей услуги связи, который утверждает, что у неё истекает срок действия договора и что его необходимо срочно продлить. Я подопечной сказала, что она общается с мошенником, на что услышала от мужчины на видео: «Девушка, ну какой мошенник?» Я отключила видеосвязь и помогла заблокировать номер. Позже женщина выяснила, что с договором у нее все в порядке, и долго благодарила за то, что я уберегла ее от непредсказуемых действий.
Именно поэтому А1 призывает: не спешите выполнять просьбы незнакомцев из интернета. Самый простой способ обезопасить себя – просто взять паузу и подумать 5 секунд перед тем, как перейти по незнакомой ссылке, передать кому-то коды из SMS или ответить на подозрительный звонок из мессенджера. На сайте safety.a1.by каждый может узнать про эффективные методы борьбы с мошенничеством и основные правила безопасности в интернете. Нередко достаточно сделать паузу и подумать 5 секунд, чтобы не поддаться на уловки преступников.
Светлана КИСЛАЯ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.