– Только за этот учебный год у меня, как руководителя, и моих учеников уже 15 побед на разных конкурсах, – рассказывает Александр Михайлович. – Многие проекты школьников связаны именно с наукой и направлены на практику. Мы стараемся стимулировать желание ребят придумывать, изобретать – и помогаем воплотить их идеи, даем алгоритм для достижения цели. Например, получения патента на полезное устройство.
Таких патентов у Александра Михайловича уже три. Идея последнего родилась спонтанно, говорит педагог.
– Рассуждая на уроках о зеленой энергетике, мы пришли к выводу, что здесь нельзя думать только о ветре и солнечной энергии. Время показывает, что эти направления слишком дорогие, они не смогут помочь окружающей среде так быстро, как нам всем хотелось бы. Наша идея заключалась в том, чтобы использовать метан, который произвольно выбрасывается в атмосферу нашими водно-болотными угодьями. Этот газ более опасен для атмосферы, чем углекислый. Наверняка многие слышали о парниковом эффекте. Так почему бы не добывать этот газ прямо из белорусских болот, водоемов?
Вместе с учениками Ариной Охримук и Богданом Вечкановым и их родителями, а также уже выпускником школы Константином Лопушко педагог разработал установку в виде плота, способную собирать метан, который скапливается на дне водоемов.

– Очень благодарен родителям наших школьников, которые помогли реализовать проект. Они участвовали на всех этапах работы, сделали компьютерную модель для презентации проекта. Вместе с детьми мы провели испытания плота на реках Лесная и Мухавец. Работал он так: на устройстве установили автоматический толкатель от аккумулятора, который давил на донные отложения и стимулировал более интенсивный выход метана. На поверхности надели на шаровый кран обычный воздушный шарик и наблюдали, как он наполняется метаном. Провели эксперимент, чтобы наверняка определить, что это именно горючий газ.
Когда шарик надулся – началась простая математика. В два действия высчитали объем газа. За сутки объем получился небольшим, но если взять все наши водно-болотные угодья и масштабировать проект – эффект может быть очень солидным. По предварительным расчетам, если взять стоимость кубометра метана на заправке и умножить его на потенциальный объем добычи газа, можно за сезон выйти на 7 миллиардов рублей. При этом мы предлагаем проводить забор метана только на 30% водоемов, чтобы не навредить животному миру и не нарушить природное равновесие.
Директор говорит, что у школьников во время эксперимента горели глаза. Они с интересом погрузились в работу, переживали, чтобы плот не украли, пока он оставался в водоеме на сутки. В процессе даже родилась идея с гребными винтами с питанием от аккумулятора, чтобы управлять плотом с помощью пульта. Так не придется самим заходить в незнакомый водоем с непредсказуемым рельефом.

– Стремление соединить электричество и воду привело к неполадкам, короткому замыканию. Но теперь мы будем работать уже с тремя стихиями. Нашим проектом заинтересовались в «Брестоблгазе», там решили помочь с усовершенствованием устройства. В теплое время года будем продолжать испытания. Тем более, теперь у нас есть патент на полезную модель: «Мобильное устройство для утилизации метана в стоячих водоемах», полученный в Национальном центре интеллектуальной собственности.
Модель получила немало наград на районных, городских и областных конкурсах. Самый интересный опыт по признанию Александра Михайловича – участие в проекте «100 идей для Беларуси».
– Там к нашему экспонату подходили и министр образования, и глава администрации президента, и вице-премьер. Все живо интересовались проектом и теми, кто его придумал. Получилось очень кстати, что именно во время конкурса был готов и патент. Теперь мы продолжим работу над идеей, уже в апреле ребят ждет выступление на международной конференции в Брестском государственном техническом университете. Нас пригласил заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции Владимир Геннадьевич Новосельцев. Думаю, для школьников это будет полезный опыт.

Ученица 9-го класса Арина Охримук рассказывает, что ей участие в проекте помогло понять, что наука – это очень интересно.
– Однажды утром меня пригласили к директору в кабинет, причем вместе с родителями. Я даже немного разволновалась. Но когда Александр Михайлович предложил нам с одноклассником Богданом активно заняться проектом, мы сразу согласились. Это было увлекательно – собирать огромной плот, проводить эксперименты. Пусть иногда было сложно, но мы не унывали и в итоге получили хорошие результаты, которые представили на конкурсах. Сейчас ребята в школе знают о нашей разработке и даже спрашивают, как можно попасть в команду. Хотя поначалу друзья пугались сложного названия устройства и не верили, что это и правда может быть настолько интересно!
В следующем учебном году Арина и Богдан собираются поступить в инженерный класс, который появится в школе благодаря сотрудничеству с БрГТУ и предприятием «Брестоблгаз». Александр Михайлович уверен, что у ребят все получится.
– Они отлично успевают и по физике, и по математике, а участие в проекте показало, что ребята не теряются даже в непривычных условиях, будь то эксперимент на водоеме или защита своего проекта во время престижного конкурса перед серьезным жюри. А глядя на них, будут подтягиваться и другие школьники. Ко мне уже прибегал пятиклассник, который тоже хочет участвовать в научных экспериментах. Это дорогого стоит.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.