О том, что православная церковь в Чернавчицах была возведена в 1733 году было впервые упомянуто в православном церковном календаре, изданном бывшим епископом Брестским, викарием Литовской епархии Иосифом (Соколовым) в 1899 году.
Безусловно, такое крупное местечко, как Чернавчицы, не могло не иметь православной церкви ранее. Это подтверждает брестский историк Валерий Мороз в своем фундаментальном исследовании «Драўляныя сакральныя помнiкi Берасцейшчыны». В своем труде он сообщает о хранящейся в Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно церковно-приходской ведомости, согласно которой церковь в Чернавчицах была основана в 1543 году. Можно было бы праздновать 480 (!) лет со дня воздвижения этого храма, но он был сожжен в 1655 году во время войны между Речью Посполитой и Московским государством. Да и находилась та древняя церковь в совсем другом месте, нежели ныне действующая.
Храм же в честь великомученицы Параскевы Пятницы был построен в 1733 году первоначально как униатский. С историко-архитектурной точки зрения церковь является одним из немногих подобных сохранившихся на Брестчине памятником народного деревянного зодчества с чертами стиля барокко, она включена в Список памятников истории и культуры Беларуси и подлежит охране государством.
Свято-Параскевинская церковь за свои многие годы видела и радости, и невзгоды. После ликвидации униатской церкви на территории современной Беларуси была капитально отремонтирована и 8 октября 1839 года переосвящена в православную. Еще до этого по решению Полоцкого съезда униатских епископов было принято решение поместить в униатских церквах такие же иконостасы, как и в православных храмах. Святыня в Чернавчицах также обзавелась новым иконостасом, заменившим древний, которому было более ста лет.
Однако уже в 1855 году новый священнослужитель Стефан Пашкевич застал церковь в плачевном состоянии, чуть позднее написав, что святыня принадлежала к беднейшим в Брестском уезде и требовала капитального ремонта. Благодаря инициативе и энергии священника, трудности были преодолены. «Литовские епархиальные ведомости» в 1864 году сообщали: «Окрашена гонтовая (деревянная) крыша церкви и жестяная крыша на колокольне, купол на церкви и крест обшиты новой английской жестью. Внутри храма положен новый пол из сосновых досок. Пристроен дощатый притвор. Поставлены четыре новые окованные двери и новые окна. Выписаны из Москвы 4 иконы на сумму 66 рублей, две хоругви – 28 рублей, позолоченный из серебра потир — 30 рублей. Всего прихожанами на ремонт пожертвовано 640 рублей 17 копеек».
Традиции народной складчины на храм продолжались и последующие годы. Те же «Литовские епархиальные ведомости» в 1883 году сообщали, что Чернавчицкая церковь годом ранее получила: «От мирового судьи И.О. Антоновича – риза в 25 р., от крестьян Чернавчиц: Осипа Григовича стеклянный футляр для покрытия дарохранительницы, в 20 р., Матвея Плинды – евангелие в 45 р., Фомы Бышко – запрестольный семисвечник в 55 р., … На пожертвованные прихожанами деньги выписаны из заведения метахромотинии из СПБурга следующие иконы: св. Троицы, в 150 р., Распятия, в 100 р., Благовещения Пресв. Богородицы в 100 р., …Всех пожертвований поступило на сумму 1009 р. 80 к.».
Надо сказать, что священник Стефан Онуфриевич Пашкевич был действительно яркой личностью, о котором стоит вспомнить и сегодня. Сын священника, он в 1831 году окончил курс наук в главной семинарии при Виленском императорском университете со степенью кандидата богословия. Преподавал в духовной семинарии в Жировичах, служил в Хомской церкви Кобринского благочиния, в 1855 году был определен в Чернавчицы. О произведенном им ремонте храма уже говорилось. По мнению Валерия Мороза, успеху сбора средств на ремонт послужило и то, что в своих проповедях Стефан Пашкевич использовал «простонародную» местную речь. У него нашлись и последователи, о чем он сообщал в 1863 году в «Литовских епархиальных ведомостях» в статье «О необходимости знания сельскому священнику местного простонародного наречия».
Энергия буквально исходила от чернавчицкого священника. Он даже сумел добиться передачи православным древнего Свято-Троицкого костела, возведенного в конце XVI столетия. Правда, возник вопрос о возможном закрытии церкви Параскевы Пятницы, однако этого не случилось, да и костел впоследствии был возвращен католикам.
Но не только религиозные дела занимали Стефана Пашкевича. Так, он основал в Чернавчицах общество трезвости – во второй половине XIX века движение за трезвость имело широкий размах. Точных данных о Чернавчицах нет, но представление о стремлении сельских жителей не спиваться дают такие цифры: в 1859 году присягнули (происходило это, как правило, в православных и католических храмах) не употреблять опьяняющие напитки в Виленской губернии 140 003 человека, в Витебской – 30 000, в Гродненской (половина современной Брестской области входила в нее) – 220 140, в Минской (в нее входило Западное Полесье с центром в Пинске) – 84 тысячи человек. А еще скончавшийся в 1880 году на 72 году своей жизни Стефан Пашкевич в 1853 году «за климатические сведения получил благодарность от Императорского географического общества, в 1855 г. за этнографические сведения от того же общества объявлена ему искренняя благодарность», помимо церковных отличий он был удостоен гражданских бронзового креста на Владимирской и медали на Андреевской лентах. Двое его сыновей стали священнослужителями, один из них, Иоанн, сменил отца в Чернавчицах, а третий сын стал доктором медицины.
И еще один любопытный факт из истории храма. Родившийся в 1881 году в семье псаломщика церкви Параскевы Пятницы Алексей Плакидович Демьянович, будучи кандидатом богословия, оставил духовную стезю, стал одним из руководителей скаутского движения в Сибири. Сдружился с профессором Виталием Дорогостайским и помогал ему в научных исследованиях. В знак благодарности ученый назовет именем Демьяновича один из видов ракообразных, обитаемых на Байкале. Соратники были расстреляны в 1938 году – А.П. Демьянович 10 сентября в Бутово, В.Ч. Дорогостайский 27 ноября в Иркутске, оба впоследствии реабилитированы.
Церкви в Чернавчицах капитальный ремонт потребовался не только в середине позапрошлого века, но и в конце века прошлого. В 1986 году в церкви вспыхнул пожар, были уничтожены крыша, купол, иконостас 1830-х годов, в том числе погибла икона «Чудо Георгия о змие», датированная 1729 годом. Через год храм, благодаря усилиям священника Евгения Лукашевича, был отремонтирован, только вместо аутентичного купола появился высокий островерхий шатер. О. Евгений впоследствии руководил постройкой храма «Всех скорбящих Радость» на Дубровке. Среди иных священнослужителей Чернавчиц паству окормляли Вячеслав Мандрик — протоиерей, магистр богословия ныне настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Плоске, Игорь Умец — кандидат богословия, под руководством которого возрождался Свято-Николаевский гарнизонный собор в Брестской крепости.
В тот же день, 10 ноября, священники и прихожане церквей в честь Параскевы Пятницы в деревнях Збироги и Сычи Брестского района, Николаево Каменецкого района и агрогородке Дивин Кобринского района также отметили престольные праздники.
Поздравляем!
Александр ЗАНИН
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.