– Почему молодые люди боятся идти в армию? – поставил вопрос глава государства в феврале этого года. – Потому что тяжело и муштры хватает. Вот вагнеровцы сейчас с нашими ребятами поработали, и главный вывод: ребята физически не все готовы. А как воевать, если ты физически не готов? Так давайте, может быть, вместо дикой строевой подготовки физическую подготовку подтянем?
В конце сентября в ходе рабочей поездки в Брестскую область Президент посетил 230-й общевойсковой Обуз-Лесновский полигон, где провел совещание с военными. Глава государства снова заострил вопрос физической подготовки новобранцев и контрактников: «Я ставил военным задачу, чтобы мы подошли к переформатированию в самой армии. Чтобы не было излишней строевой муштры, но чтобы ребята были готовы физически. Потому что у нас, и мы это уже заметили, с физической подготовкой оказались проблемы.
Пусть небольшие, но оказались: у нас солдат вроде специалист неплохой, но повесь ему автомат на шею 4 или 3,5 кг – и он 3 км не пройдет пешком, не то что не пробежит марш-бросок, как мы бегали по десять километров. А ведь может случиться так, что за военные сутки и больше придется ходить или бегать. Поэтому физическая подготовка солдат должна быть на первом месте. Армию надо встряхнуть и привести в идеальное состояние».
Понятно, что «встряхнуть» неподготовленного новобранца, которого призвали в армию с дивана, будет непросто. Львиная доля спортивных и физических качеств защитника Отечества закладывается в детстве. И не последнюю роль в этом играют такие привычные уроки физкультуры в школе.
Когда физрук — классный
Как мама со стажем, с отрадой замечаю, что за последние годы отношение государства к физической культуре школьников становится гораздо более внимательным. Если еще пять лет назад даже на порталах белорусских СМИ и на российских государственных сайтах всерьез дискутировалась идея «отменить уроки физкультуры», заменив их «программированием или английским», то теперь физическая культура в школе уверенно расправляет плечи.
Чего стоит дополнительный «час спорта и здоровья» – по сути, третий урок физкультуры в недельной сетке расписания. У семиклассников в физкультурную программу вернулись давно забытые с советских времен прыжки через гимнастического козла. Все классы, даже начальные, вернулись к сдаче нормативов. А с июля 2023 года в республике возрожден легендарный значок «ГТО», который может получить каждый физкультурник от 6 до 59 лет, успешно сдавший нормативы.
Вырос и статус учителей физкультуры – в некоторых школах они бывают даже классными руководителями. И, кстати, весьма любимыми детьми. Ведь такой классный и в поход без лишних страхов поведет детей, и игру подвижную организует для разогрева во время уборки территории.
А как еще изменились подходы к единственному подвижному предмету в учебном расписании учащихся? Корреспондент «Вечернего Бреста» постаралась промониторить статус уроков физкультуры в различных школах Бреста.
Муштра или время разгрузки?
Отношение ребенка к физической культуре, как, впрочем, и к любым учебным предметам, во многом зависит от учителя. В этом смысле значение «первого физрука» поистине огромно, ведь именно он определяет дальнейший спортивный вектор школьника. Загорится ли в нем маячком стремление работать над собой, тренироваться, становиться сильнее, раскрывать возможности своего организма, чтобы быть максимально полезным Родине и близким. Или он будет воспринимать физкультуру как время «балдежа» и «бесполезной муштры»?
В начальной школе в преподавании физкультуры нет жесткого единообразия. В некоторых физкультуру ведут «классные мамы» – учительницы начальных классов, в других – профессиональные физруки. Каждая из практик имеет свои преимущества и свои недостатки. «Учительница первая моя» лучше знает возможности и слабости каждого из воспитанников, сможет отследить первые победы, заметить недомогание – у нее не замылен глаз множеством мелькающей, как в калейдоскопе, детворы из разных классов.
Ей куда проще выйти за рамки учебной программы и разнообразить привычные занятия, скажем, новой подвижной игрой. А в хорошую погоду она может запросто поменять планы и вместо «отработки ведения мяча» подарком вывести детей побегать на стадион. Физкультура в таких обстоятельствах становится временем не только физической, но и психологической разгрузки. Конечно, это все возможно лишь при понимании учителем ценности предмета «физическое воспитание».
Баскетбол вместо диктанта
К сожалению, нередка ситуация, когда учителя начальных классов, официально преподающие физкультуру своим маленьким ученикам, воспринимают урок движения как досадный отрыв от учебы. Одна из первых учительниц моих детей – сильный педагог в хорошей гимназии – при приближении контрольных вместо физкультуры устраивала малышам второй урок математики. Она же могла неожиданно объявить, что из-за плохого поведения «на физкультуру мы сегодня не пойдем – будем писать диктанты».
На стоны детей и жалобы родителей ответ был один: «Потом мне сами спасибо скажете: математика развивает мозг», «Потом мне сами спасибо скажете: почерк у детей отвратительный». К сожалению, ни на успеваемость, ни на здоровье детей добавочный сидячий урок вместо предусмотренной расписанием физической разгрузки полезного действия не возымел. Дочка вышла из начальной школы с близорукостью и стойким отвращением от школы.
Отношение к учебе изменилось у нее лишь в кадетском классе СШ № 35, где уроки математики и литературы сменялись строевой подготовкой, которая при практическом освоении оказалась не менее сложной и интересной, чем уроки хореографии, а на смену диктантам приходили баскетбол или бег по стадиону. И после кадетского похода, устроенного в рамках шестого школьного дня, где она научилась разжигать костер и открывать тушенку консервным ножом, девочка резюмировала: «А знаешь, мама, похоже, что школа не такая уж плохая штука». Именно в таких условиях – смены сидячего и физического труда – дочь научилась как следует выкладываться в учебе и окончила школу с золотой медалью. А осталась бы у «сильного педагога» – не знаю, как сложилась бы ее ученическая «карьера».
Топливо для перезагрузки мозга
Постоянный режим смены сидячей работы и подвижной деятельности запротоколирован СанПинами не зря. Избыток сидения за партой не гарантирует более крепких знаний, но обещает проблемы со здоровьем, которые, в свою очередь, снижают возможности для плодотворной учебы.
Из современных исследований нейрофизиологов (см., например, работы психиатра Андрея Курпатова, нейропсихолога Валентины Паевской и др.) известно, что физическая активность и спорт повышают когнитивные функции. И не только потому, что обогащают мозг кислородом – «базовым топливом» всех обменных процессов высшей мозговой деятельности, но и способствуют перезагрузке мозга, создавая идеальные условия для формирования новых нейронных связей.
И наоборот, депривация движения сводит на нет усилия педагогов, так как перегруженный мозг не способен к обработке новой информации. Более того, доказано, что в условиях информационной перегрузки не только плохо создаются новые нейронные связи, но и разрушаются нейронные цепочки, которые были сформированы на предыдущем уроке. И новый урок, как говорится, «не идет впрок».
«В погоне за более высокими оценками все больше школьных округов отказываются от физического воспитания и полноценных переменок. Но, учитывая влияние физической активности на познавательную деятельность, этот подход лишен смысла.
Отказ от физических упражнений с целью получить высокие оценки по тестам на знание академических предметов похож на попытку набрать вес при помощи голодания. Ведь физическая активность прямо способствует когнитивной деятельности. А что будет, если школам, наоборот, включить физическое воспитание в ежедневное расписание уроков, например, дважды в день?
В ходе эксперимента испытуемые приступили к аэробным упражнениям по 20–30 минут каждое утро и упражнениям для укрепления мышц по 20–30 минут во второй половине учебного расписания. При организации тренировок два-три раза в день отметился рост академической успеваемости. Поскольку прогресс очевиден, вероятно, можно достичь и больших результатов. Можно даже пересмотреть школьную форму. Как же будет выглядеть новый школьный наряд в таком случае? Просто спортивная одежда на каждый день!»
(Из книги «Правила мозга» Джона Медины — американского молекулярного биолога, руководителя отделения биоинженерии медицинской школы при Вашингтонском университете, директора Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла.)
Юлия ЛОГАШЁВА
Продолжение следует
Если Вы хотите дополнить автора, поделиться своими мыслями по поднятой теме, пишите на info@vb.by или на Viber +37529-116-0000.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.