Продолжение. Начало в номере за 15 ноября и на сайте по ссылке
Уроки физкультуры в школе – досадная помеха или катализатор успеваемости?
Капитан от физкультуры
Сегодня во многих школах города уроки физкультуры, даже в начальной школе, ведут профессиональные физруки. Плюсов здесь громадье: профессионал четко следит за насыщенной программой, владеет деталями методики тренировок, устраивает межклассные внутришкольные соревнования, не боится «переутомить детей». Образцовым подходом в организации уроков физкультуры может похвалиться, например, СШ № 1. Всеми физруками школы руководит Сергей Геннадьевич Низовец. Осенью и весной в рамках шестого школьного дня или в начале каникул на стадионе или в спортивном зале регулярно проводятся подвижные соревнования между классами – знаменитые игры «Два капитана», чемпионаты, эстафеты, спартакиады и т.д.

В 6-й гимназии, где учились мои старшие дочери, я впервые познакомилась с великолепным учителем физкультуры, который преподавал в том числе и в начальных классах. Павел Александрович Бондарь поднял уроки физкультуры в гимназии на небывалую высоту. Без преувеличения, ребенок утром вскакивал с кровати со словами: «Аааа! У нас сегодня физкультура! Ура!» – и с энтузиазмом бросался складывать форму, а заодно и школьный портфель. Судя по рассказам детей, на уроках физкультуры было много спортивных игр, неожиданных заданий, и сама атмосфера уроков была такой, что дети не хотели пропускать ни одного дня с Павлом Александровичем. Многие стали делать по утрам зарядку, заинтересовались спортом, записались в различные спортивные секции. Не удивительно, что на выпускной линейке начальной школы вдохновленные родители устроили учителю настоящую овацию. К сожалению для школы, сейчас Павел Александрович – уже не учитель физкультуры, а успешный тренер по футболу. Пожелаем ему успеха и в этой значимой деятельности.
Скамья запасных
С другой стороны, профессиональный учитель физкультуры не всегда будет разбираться в деталях, и если малыш забыл или не может найти спортивную форму, его без лишних разговоров «посадят на скамейку», особо не вникая в проблему. Сын моих друзей Саша К., обучающийся в школе Московского района с профессиональным физруком для начальных классов, забыл положить в портфель футболку, растерянно сказал об этом учительнице и в итоге весь урок физкультуры просидел на скамейке.
Хотя ситуацию вполне можно было бы разрулить, подсказав мальчишке оставаться в трикотажном школьном гольфе с короткими рукавами, отличавшимся от спортивной футболки только отложным воротничком и названием. Может быть, заниматься математикой и физкультурой в одной и той же одежде не слишком гигиенично, но это явно меньшее из зол по сравнению с бесцельным сидением здорового мальчишки на лавочке в спортивном зале в течение 45 драгоценных минут. В другой раз тот же Саша К. не смог отыскать кеды в раздевалке, которые, как оказалось, перевесили на соседний крючок, – и оказался на той же самой «скамейке запасных». «Своя учительница» в этой ситуации наверняка помогла бы решить проблему: предложила бы замену забытой футболке, заметила бы кеды на соседнем крючке или предложила бы, пока не найдется физкультурная пара, в виде исключения позаниматься в школьных кроссовках.
Вообще, сопоставив нарекания армии на физическую подготовку новобранцев и порочную практику разбазаривания времени физической нагрузки в школах, иногда хочется, чтобы школьную физкультуру, по крайней мере для мальчиков, вели люди в погонах. Уверена, что при таком раскладе по школьному стадиону бегали бы все – в том числе и без кроссовок, и без футболок. Ни одна драгоценная минутка физического развития не пропадала бы даром. Ну это так, для разрядки…
Время «освобожденных»
Кстати, присоединюсь к вопросу, зачем вообще тем, кто освобожден или по какой-то причине отстранен от занятий учителем, сидеть на скамейке во время физкультуры?
Учителя физкультуры, к которым мы обращались с подобным вопросом, объяснили, что у освобожденных от физкультуры детей есть возможность не посещать физкультуру, только если урок стоит в расписании первым или последним. В другое время они должны присутствовать, не принимая участия в физической нагрузке. Ведь урок физкультуры предполагает не только практические упражнения, но и теоретические знания, которые ребенок в той или иной степени усваивает, слушая учителя и наблюдая за одноклассниками. Ученика с освобождением также могут попросить подготовить доклад о каком-то виде спорта, выучить правила по технике безопасности или придумать вариант разминки для одноклассников.

Теоретически – да, но как ни старайся выжать из лимона лимонад, при такой стратегии нерационально тратится время «освобожденных», пропадают волевые усилия, перегружается бесцельным сидением опорно-двигательный аппарат и т.д. Уж лучше бы эти потерянные уроки компенсировались посильной трудовой деятельностью на благо школы: освобожденный ребенок мог бы с успехом протирать подоконники, поливать школьные цветы, собирать мусор и проч.
В той же СШ № 35 решили данную проблему творчески: «освобожденным» ребятам, которых сегодня, к сожалению, редко бывает больше одного, выдают шахматы. Сидение перестает быть бесцельным. Ребята продолжают развиваться и даже совершенствуются в олимпийском виде спорта. А пользу шахмат для развития молодого мозга переоценить сложно.
«Где же моя заслуженная оценка?»
«А где моя десятка по физкультуре?» – разочарованно протянул сын, рассматривая табель первой четверти. Ну да, по ходу учебного процесса он неоднократно получал от учительницы физкультуры поощрительные «десятки» в дневник. Пришлось объяснить, что вот уже несколько лет аттестация учащихся по физкультуре начинается лишь с пятого класса.
Но, заглянув в дневник школьника, я снова удивилась: на этот раз в столбце за первую четверть стояло буквенное сочетание «осв». Позвонила учительнице – думала, моего ребенка перепутали с каким-то другим, освобожденным от физкультуры ребенком. Оказалось, «осв.» – значит не «освобожден», а «освоил», освоил учебную программу. Что ж, «осв.» – это лучше, чем прежняя пустая клеточка (как до сих пор зияют пустотами графы аттестации по другим практическим предметам начальной школы (музыка и пение, изобразительное искусство, труд)).
Вообще, в чем педагогический смысл отмены аттестации по физкультуре и остальным трем «обделенным» предметам, честно говоря, непонятно. Ведь и труд, и пение, и рисование, и физкультура всесторонне важны – и для раннего выявления талантов, и для гармоничного развития личности, и для стимулирования детализации мелких моторных функций и дальнейшего академического обучения.
Ситуация успеха
Кто-то из министерских чиновников, помнится, объяснял про «у всех разные способности» и детские «комплексы неполноценности». Но, позвольте, разве «разные способности» и «комплексы» бывают только в пении, рисовании и спорте? Мальчик «с ужасным почерком» или девочка, которой не дается математика, разве комплексов не испытывают? Или им стоит только захотеть, и все получится? Нет, очевидно, что способности и их отсутствие бывают и в математике, и в словесности, и в естествознании…
И возможность «блеснуть» и получить высокую заслуженную оценку на физкультуре, рисовании, пении или по трудовому обучению могла бы создать педагогически полезную «ситуацию успеха» талантливым мальчикам и девочкам с плохим почерком или трудностями в арифметике.
Кроме того, отказ от аттестации по практическим предметам фиксирует наметившийся в прежние годы уклон школьного обучения в узко заданную теоретическую плоскость. Но сейчас-то вроде бы лед тронулся? Государство осознает необходимость повышения статуса и уровня преподавания практических и эстетических дисциплин. Бессердечные и хилые головастики уже не в моде. Может быть, пора и оценки в табель возвращать?
Юлия ЛОГАШЁВА
«Я работаю с детьми. Среди них и здоровые малыши, и детки с особенностями развития. Когда ребенка отдают на плавание или начинают с ним заниматься подвижными играми, всегда идут скачки в развитии и коррекции. Всегда на первое место в развитии ребенка ставьте спорт! Всегда находите время на физические упражнения. Если у вас ограниченный бюджет, то первое, куда стоит вложить средства, – спорт. Имея хорошую физическую базу, ребенок будет проще самостоятельно решать те или иные интеллектуальные задачи. Когда ребенок занимается спортом, помимо тренировки мышц он закаляет свою нервную систему. Развиваются дыхание, концентрация и устойчивость внимания, эмоционально-волевые процессы, приходят первые достижения и гормоны радости от них.
Своим сыновьям я привила привычку: готовишься к экзамену, значит, больше времени занимаешься спортом».
(Из книг нейропсихолога Валентины Паевской)
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.