Продолжаем начатый ранее разговор с известным российским психологом и публицистом Ириной Медведевой, которая посетила наш город в рамках православного семейного фестиваля «Радость».
— Ирина Яковлевна, как Вы думаете, почему современные дети перестали любить школу? Многие родители со стажем рассказывают, что установки в семье не менялись, но если старшие дети ходили в школу с удовольствием, то младшие с первого класса, несмотря на мотивирующие усилия родителей, периодически уходят в отказ. Знаю не понаслышке, что у многих современных детей каждый школьный день начинается со слез: «хоть бы школа сгорела, хоть бы провалилась…» Это родительские недоработки или что-то происходит с нашей системой образования?
— И то, и другое вместе, это наша общая современная атмосфера. Нужны существенные усилия, чтобы оздоровить школу. И я бы предложила взять на вооружение замечательную систему нашего российского ученого профессора Владимира Базарнова. У этой методики очень много эффективных составляющих. Просто удивительно, как здорово и мудро он все продумал. Школьников, занимающихся по его системе, даже не обязательно отдавать в какие-то спортивные кружки. Дети во время учебного процесса продолжают двигаться и развиваться не только интеллектуально, но и физически. Он придумал, как в одну секунду парты превращать в конторки, чтобы дети писали то сидя, то стоя. Он предложил вернуть уроки чистописания. По своей основной профессии он был врачом-офтальмологом и открыл, что чистописание не только обостряет зрение и концентрирует внимание (а это ведь тоже очень важно – умение концентрировать зрительное внимание, не промахнуться, не вылезти за поля, за разлинованную строку). Но самое интересное, он открыл, что чистописание целительно для организма: на всю жизнь оно заводит правильный сердечный ритм (нажим-волосяная, нажим-волосяная).
Он создал потрясающие световые зайчики, типа солнечных. Сконструировал простую аппаратуру, когда дети на уроке в какой-то момент встают и следят за бегающим по потолку и по стенам зайчикам. В результате этой методики даже очень близорукие дети быстро снимают очки.
Но важнейшая вещь, на которую Базарный обратил внимание, – это важность раздельного образования. Когда девочки и мальчики, пускай в одном здании, пускай на переменах имеющие возможность общаться, – но учатся раздельно. Ведь у мальчиков совершенно по-другому происходит развитие — и эмоциональное, и интеллектуальное. Кроме того, у девочек переходный возраст всегда наступает раньше. И в 12-14 лет девушки начинают чувствовать себя уже совершенно по-взрослому, быстрее реагировать, красивее излагать мысли. Интеллектуально и физически в этот период они становятся сильнее и замечают, что мальчики-ровесники отстают от них. И в это время многим из них в голову попадает очень вредная идея, будто мальчики в принципе слабее, будто мальчики хуже. Хотя на самом деле это просто кратковременный разрыв. Потом мальчики догоняют и обгоняют девочек. Но многие девочки в это время начинают презирать мальчиков, и у некоторых из них это презрение сохраняется, к сожалению, и до взрослого возраста.
То есть наше совместное обучение переворачивает отношения между полами с ног на голову. Какое после этого может быть уважение к мужчине как к главе семьи? Взрослая женщина кричит на мужа, внушает детям, что папа ничтожество, с легкостью разводится. А ведь женщина должна быть хранительницей очага, помощницей своего мужа, с радостью признающей его авторитет. Установка на семейное счастье или несчастье закладывается со школьной скамьи. Поэтому эта скамья не должна быть общей для мальчиков и для девочек.
Я уж не говорю о том, что, когда девочки и мальчики все время вместе, когда они видят друг друга полураздетыми на уроках физкультуры, девочка уже перестает существовать для мальчика, будущего юноши, как желанная тайна. И уже не возникает такого притяжения, потому что девочка слишком доступна, она все время рядом. А если она еще и унижает… Какая же демография после этого может быть!
— Одно время в советской школе было введено раздельное обучение.
— Да, Сталин волевым решением реорганизовал школы, ввел раздельное обучение в 1936 году. Наверное, он все-таки предчувствовал, что может начаться война, и понимал, насколько важна эта мера для роста числа браков и увеличения рождаемости. И конечно сейчас, при такой демографической яме нам стоило бы снова повторить этот шаг. Это же не так долго делается — несложно и недорого. И нужно поторопиться, потому что коэффициент рождаемости у нас сегодня угрожающий: 1,4! А для простого воспроизводства нации нужно 2,4 ребенка на семью – это только чтобы в следующем поколении повторилась численность народа. А ведь по-хорошему нужно, чтобы народ приумножался, иначе на нашей территории будут жить другие народы.
— Может быть проблема еще в учебной программе? Сейчас началось просто массовое движение за возвращение к классическим учебникам. Высказываются все — от простого рабочего до президента. И это неспроста: на современные учебники очень много справедливых нареканий.
— И самое главное, что чем умнее ребенок, тем труднее ему учиться по современным учебникам. Потому что они эклектичны, в них часто грубейшим образом нарушены законы дидактики: от простого к сложному, от частного к общему, попраны принципы простоты и наглядности. У нас было принято в первом классе складывать два грибочка плюс один грибочек и рисовать это все в тетрадке по арифметике. Сейчас этого нет, хотя это важнейший этап.
Стоит вернуться к классическим советским учебникам с поправкой на время. Что-то в них уже устарело, конечно, что-то нужно добавить. Но, по существу, именно советские учебники стоит взять за эталон. Что же касается таких точных дисциплин, как арифметика, математика, физика, – все можно смело брать, как было, один в один. Потому что советские учебники создавались по образцу учебников имперского времени. А те, в свою очередь, проверены столетиями, и материал в них изложен простым и ясным языком, с полным соблюдением законов дидактики.
— Некоторые наши знакомые заказывают учебники российского издательства «РКШ», пользуясь ими для уяснения не всегда понятных формулировок программных учебников — от русского языка до физики и химии. Недавно сравнила изложение правила на проверку согласных в конце слова: в современном учебнике для второго класса оно растянулось на девять (!) тяжеловесных неудобоусвояемых строк, а в старом советском учебнике заняло ровно три с половиной строчки.
— С серией учебников РКШ («Русская классическая школа») я знакома очень хорошо. Многие из них написала (вернее осовременила советские тексты) моя подруга — кандидат психологических наук Надежда Григорьевна Храмова. Печатаются эти учебники в Екатеринбурге, а распространяются по всей России. Некоторые московские школы полностью перешли на учебники издательства РКШ. И знаете, там совершенно другие показатели успеваемости, при этом дети не устают. Хотя нельзя сказать, что у них сильно понизилась нагрузка. Нагрузка сохранилась, но это уже здоровая нагрузка. Замечательно, что дети вприпрыжку бегут на уроки арифметики, и у них все получается. Мало того, ребята, которые не справлялись с учебой по современным российским учебникам, становятся отличниками по методике РКШ.
— Да, стоит иметь дома такие учебники, но в наших реалиях, к сожалению, они послужат только как дополнение к программным. А что еще мы, родители, можем сделать, чтобы возродить в детях желание учиться?
— Нужно понимать, что очень многие советские дети старались учиться из здоровой нормальной боязни родительского гнева, огорчения, или того, что родители станут их стыдить. А потом эти старания уже стали привычными, и вскоре маленькие ученики уже сами радовались школе, где они могут получить хорошие отметки. Поэтому мы, родители, конечно, тоже виноваты. Дети у нас такие же как были. Но не может быть никакого образования там, где не дети боятся родителей, а родители — детей.
Практика показывает, что гораздо с большим желанием учатся дети в тех семьях, где их удается, во-первых, изолировать от гаджетов и где, во-вторых, родители ругают детей за плохие оценки. Умеренно кончено, но все-таки ругают, показывают, что они этим огорчены. А за хорошие отметки – и это не менее важно! — хвалят, и даже утрированно. Радуются, рассказывают друзьям в присутствии ребенка, звонят бабушке по телефону: «А наш Саша сегодня получил две пятерки, и особенно мы рады, что он получил пятерку по арифметике. У него ведь были и тройки, и даже одна двойка. А вот сегодня он принес пятерку!» В этой ситуации школьнику хочется и дальше радовать родителей, а это для ребенка, особенно в нашей культуре, очень сильный мотив, которым не стоит пренебрегать. А то многие современные родители по поводу учебы особо и не радуются, и не огорчаются: «ты учишься для себя». Но «для себя» детям учиться не интересно. И основная проблема детской мотивации в том, что родители стали теплохладными, в том числе по отношению к детям и детскому учению. Надо быть горячей.
Беседовала Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.