Оксана Мягкова – председатель межрегиональной ассоциации перевозчиков (МАП), объединяющей более 100 компаний из всех регионов Беларуси. Участница Транспортной недели в Минске, прошедшей 10-12 сентября, и автор нескольких инициатив, которые могут сделать сферу пассажироперевозок лучше и удобнее. Поскольку эти инициативы напрямую касаются и Брестского региона, а в последнее время многое меняется для регулярных и нерегулярных пассажироперевозчиков, мы посчитали важным задать несколько вопросов Оксане Александровне.
— Белорусская транспортная неделя. Вы, Оксана Александровна, среди участников. Насколько полезно и впечатляюще?
— Сложно переоценить значение таких форумов. Это возможность сверить часы, обменяться опытом, проговорить и озвучить проблемы, требующие решения. Причем некоторые вопросы можно решить лишь совместными усилиями.
Для межрегиональной ассоциации перевозчиков такой платформой стал круглый стол на тему безопасности, доступности, повышения качества услуг и добросовестной конкуренции в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Тема, конечно, многогранная и затрагивающая множество аспектов. МАП затронула ряд из их. За последние годы в сфере сделано немало. Речь, конечно, прежде всего о массовом переходе перевозчиков из сферы нерегулярного сообщения в регулярное и работа в правовом поле. Добиться этого удалось в одних регионах за счет выстроенного диалога операторов перевозок с перевозчиками, в других – за счет комплексной и скрупулезной работе транспортной инспекции.
Все это сказалось на повышении безопасности перевозок. Перевозчики, как говорится, вышли из тени, стали активно участвовать в конкурсах. Но, как выяснилось, требования и условия участия в конкурсе и начисления у каждого оператора свои. Базовые понятны: наличие мягких сидений, ремней безопасности, исправных дверей, а дальше – уже нюансы. Единый подход присутствует только в рамках одного региона.
Проблема есть. Но встреча в рамках Белорусской транспортной недели стала первым шагом в ее решении. Участие в круглом столе приняли представители Минтранса и всех регионов. Мы договорились, что продолжим предметную работу над созданием единых для всех областей подходов к проведению конкурсов.
И подобных примеров достаточно. На повестке дня цифровизация, темп жизни ускоряется и порой опережает законодательное регулирование.
— Речь о черном списке пассажиров?
И об этой ситуации тоже. Я приводила пример, когда у перевозчика в отношении пассажира больше обязанностей, чем прав. С одной стороны это хорошо. Пассажиру в поездке необходимы, прежде всего, комфорт и безопасность.
Но бывают ситуации, когда один человек в салоне способен испортить поездку всем остальным. Он употребляет спиртное, задирает водителя, не реагирует на замечания. Что с ним делать?
— В таких случаях всегда можно вызвать милицию по номеру 102. Что мешает?
— Так перевозчики и поступают порой. Но автобус следует четко по расписанию. Остановился для «разборок», потерял время, а добросовестный пассажир, который ни в чем не виноват, может, к примеру, опоздать на самолет или на важную встречу. Но тут речь идет больше о том, чтобы впоследствии не брать на борт того, кто уже запятнал себя плохим поведением.
Дебоширил, ехал пьяным, буянил? В автобус больше не попадешь. И важно, чтобы возможность ограничить такого человека в поездках имели перевозчики и те, кто реализует билеты. Сейчас законодательством такой нормы не предусмотрено именно для автомобильных перевозок.
А вот обновленный Воздушный кодекс, вступающий в силу уже в октябре, предусматривает ряд причин для отказа в посадке пассажира. Мелкое хулиганство на борту самолета перевозчика может стать причиной внесения в особую базу.
Мы на Транспортной неделе именно и выступали с инициативой внести изменения в Правила перевозки пассажиров, с тем чтобы ограничить оказание услуги определенной категории граждан. Хотите – называйте это «черным» списком, хотите – «белым».
— Вы говорили, что правовое регулирование в этом направлении – это и борьба с недобросовестной конкуренцией. Можно подробнее?
— Перевозчики и сервисы по продаже билетов иногда сталкиваются с такой ситуацией. Человек, условно, бронирует несколько билетов, но на рейс не является. Автобус, который по предварительным данным должен был уехать полным, отправляется по маршруту с пустыми местами. При этом, возможно, были желающие уехать, но билетов для них не было.
Рекорд от одного пассажира – 678 бронирований и ни одной состоявшейся поездки. Перевозчик считает, что это происки конкурентов. Дескать, хотят заставить его ездить «пустым» в убыток. Так ли это, сложно сказать. Но у перевозчиков должна быть возможность законодательно ограничивать такого пассажира в возможности бронировать места.
Видео – рецепт от споров
— Одно из актуальных нововведений – двухсторонняя видеофиксация в салоне такси и некоторых категориях автобусов – перекликается с предыдущей темой. Это хорошая идея или проблема, которая заставит перевозчиков пойти на дополнительные траты?
— Все новое на первых порах воспринимается как проблема. Но на ситуацию стоит взглянуть с другой стороны. Видеофиксация того, что происходит в салоне, позволяет снять многие вопросы. Обилечен ли пассажир? Как он себя ведет? Как происходит общение с водителем? В конце концов, пристегнулся ли человек?
Это также очень важная тема. За непристегнутого пассажира штраф заплатит водитель. Но как проконтролировать поведение человека во время пути? Он может сначала пристегнуться, а затем отстегнуть ремень. И тут видео поможет водителю оправдаться.
Кстати, МАП выступает за взвешенный подход к нарушителям. Если пассажир автобуса или маршрутки отстегнул ремень уже во время поездки, то стоит привлекать к ответственности именно его, а не водителя.
Конкуренция развивает
— Вы уже поднимали тему того, что многие перевозчики перешли из «серой» зоны на легальные рельсы работы. Кто от этого выиграл?
— По нашему мнению, все. Сфера стала более управляемой и прозрачной. Чего скрывать, выросли и налоговые поступления от нее. Конкуренция между перевозчиками возросла, но она стала во многом добросовестной. Право работать на маршруте получает тот, кто приложил больше усилий: обновляет парк машин, набирает на работу профессиональных водителей, соблюдает правила и т.д. Все это положительно сказывается и на качестве услуг, и на их безопасности.
— Раз затронули тему обновления парка. Санкции сильно сказались на этом?
— Если вести речь о так называемых маршрутках, то перевозчики одно время имели сложности с приобретением запчастей, расходников, фильтров и масел на технику западного производства.
На первом этапе санкционное давление повлияло и на обновление парка. Но перевозчики оперативно переориентировались на другие направления. В Беларуси есть свое производство автобусов, а также немало дилеров, например, китайских производителей. Лизинговые компании предоставляют выгодные условия по их приобретению.
Кстати, некоторые перевозчики активно заменяют бусы на полноформатные автобусы. Это еще один шаг к еще более безопасным и комфортным перевозкам.
Пассажиры просят оплату картой
— Над чем работаете прямо сейчас?
— Над тем, о чем и говорили в начале беседы. Речь о еще большей цифровизации сферы, переходе на современные методы работы. Провели опрос пассажиров. Более 85 % из них хотят рассчитываться в маршрутках банковской картой. Раз есть спрос, значит, его надо удовлетворить.
МАП работает над тем, чтобы в маршрутках – городских, пригородных, междугородних – появились современные цифровые терминалы 4 в 1. Они позволят принимать оплату картой или наличными, а еще заменят громоздкие кассовые аппараты, которые уже не отвечают современным требованиям. Кстати, функционал цифровых терминалов можно развивать и дальше под потребности и запросы рынка. Вплоть, например, до оплаты с помощью лица.
Спрашивал Николай РАПАНОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.