Так сложилось, что тяга к путешествиям, даже краткосрочным, овладевает нами в не очень долгий период от весны до осени. Тут и время, оно же бремя, летних отпусков, и вступительная кампания в учебные заведения, и та самая дачная страда. Она ведь у нас до сих пор связана в основном не с лежанием в шезлонге, а с упорным трудом на своих сотках. Вот почему пассажиропоток на всевозможных трассах региона ощутимо возрастает с апреля по ноябрь.
В целом сезон текущего года начался без серьезных провалов в сфере автомобильных пассажироперевозок. В данном случае речь идет о пригородных и междугородных рейсах автобусов и маршруток. Сбоев в работе транспорта не было, возможно, и потому, что этого самого транспорта было более чем достаточно.
Кто ездит, тот знает: в наше время на услугах пассажирских перевозок функционирует своего рода симбиоз из государственных и частных компаний. И все-таки проблема купить билет на «межгород» случается, пусть и не в Бресте. Например, выехать в пятницу, 7 июля, из Минска по легальному билету было практически нереально: билеты разобрали загодя. Но люди как-то выкрутились. Вероятно, потому, что наряду с легальными перевозчиками в такие дни стоят на посту перевозчики нелегальные. Благо это или зло?
Идеальный вариант
Правовые и экономические вопросы автомобильных пассажироперевозок регламентируются Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (принят в 2007 году, обновлен в 2018-м). В соответствии с требованиями документа перевозчики на автотранспорте подразделяются на регулярных и нерегулярных. Первые работают в связке с официальными перевозчиками, имеют лицензию на пассажироперевозки и работают в режиме расписания движения от реальной автостанции.
Вот как работает одна из компаний. У нее есть автопарк и штат водителей на договорной основе. Диспетчеры компании собирают предварительные заказы на билеты и таким образом заранее формируют пассажиров на определенный рейс, как говорится, из пункта А в пункт Б. Микроавтобусы фирмы включены в расписание движения автовокзала и отправляются от заранее оговоренной платформы. Пассажиры приобретают билеты в кассе или у водителя, тот обилечивает через кассовый аппарат. Все как положено.
Для борьбы за клиента частная компания использует различные «бонусы»: сбор и высадка пассажиров по городу, акции (к примеру, одиннадцатая поездка – бесплатная) и т. д. Можно сказать, что мы имеем дело со своего рода холдингом. Головным диспетчером выступает автовокзал, а вокруг него в одной связке работают и государственные водители, и перевозчики частные. Почти идеальный вариант.
Надо сказать, что в масштабах республики Брестская область в сфере пассажирских перевозок занимает одну из лидирующих позиций. Здесь, в отличие от других регионов страны, не так остро стоит вопрос о противодействии конкурентам из среды перевозчиков нерегулярных, тех, кого таксисты называют «бомбилы». Есть мнение: транспортная инспекция Бреста более строго карает нарушителей правил перевозки пассажиров, чем те же структуры в других областях. Например, за одно и то же нарушение правил перевозки пассажиров в Минске виновных штрафуют на 10 базовых величин, в Бресте – на 150. И все это в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
«Бомбилы» с большой дороги
Как часто бывает, специалисты-транспортники говорят: перевозка пассажиров микроавтобусами – дело выгодное и прибыльное, а непосредственные труженики «баранки» сетуют на многочисленные трудности. Одна из таких, не самая существенная, правда, для Бреста, – наличие конкуренции, скажем так, нечестной.
Регулярным перевозчикам пассажиров для работы требуется лицензия, наличие связи с оператором, будь то частная или государственная транспортная компания, специальное разрешение, привязка к расписанию движения. Нерегулярным перевозчикам не требуется лицензия, но они по закону могут осуществлять только нерегулярные рейсы: обслуживать свадьбы, корпоративные мероприятия, подвозить рабочих к месту работы и обратно – то есть все, кроме поездок по конкретным маршрутам или в другие города.
Однако и они порой стремятся подзаработать на регулярных рейсах, отбивая тем самым хлеб у «регулярников». Есть храбрые одиночки, но случаются и групповые попытки оседлать чужой маршрут. Сравнительно недавно в Брестской области по настоянию прокуратуры было ликвидировано транспортное ООО. Работники данного общества совершали регулярные рейсы, в частности, в Барановичи, не имея на то лицензии. С ноября 2022-го по март 2023 года хозяйственный суд региона четыре раза привлекал предприятие за деятельность без соответствующего разрешения. И вот финал.
Следует сказать, что нерегулярники тоже активно пользуются средствами высоких технологий. Всего несколько дней назад автор этих строк нашел в интернете небольшой сайтик транспортной компании в Бресте. Ни названия, ни каких-либо ответственных лиц, ни юридического адреса на сайте нет – только номер мобильного телефона. Наряду с корпоративами и юбилеями фирма предлагает поездки в другие города и страны по потребности пассажиров. К услугам шесть микроавтобусов, преимущественно «Мерседесы» и «Фольксвагены».
Кто рискует больше?
С одной стороны, пассажиру все равно, кто его довезет до места назначения. Главное – в срок и по доступной цене. Но есть нюанс – страховка. «Бомбила»-маршрутчик, работающий в основном на свой карман, нередко билетов не выдает через кассовый аппарат, да и немалое число пассажиров беспечно отмахиваются.
Но, случись что, без наличия билета трудно будет доказать страховой компании, что телесные повреждения получены именно в этот день в этой маршрутке. У одной знакомой, которая несколько лет назад ехала маршруткой из Солигорска в Брест, и бус попал в ДТП, именно так и случилось. Страховщики отказали женщине в выплате страхового возмещения, потому что она не смогла доказать свое присутствие в съехавшем в кювет микроавтобусе.
В общегосударственном масштабе, как подсчитали специалисты из транспортной инспекции, нерегулярники забирают каждого пятого пассажира. Казалось бы, немного, если мерить масштабами райцентра. Но безопасность движения никто не отменял. За нарушение правил перевозки пассажиров, согласно статье 12.7 Кодекса об административных правонарушениях, для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере от 10 до 200 базовых величин. Но, как видим, нерегулярники все равно рискуют. Значит, выгода есть?
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.