Комплекс благоустроенных коттеджей в обрамлении медностволых сосен появился на берегу живописного озера Паперня в 2004 году благодаря Национальному банку Республики Беларусь, и первые 10 лет в нем звучали только детские голоса, песни и смех – санаторий согласно специализации принимал лишь мальчишек и девчонок школьного возраста. Но время показало, что здравница столь узкой направленности требует колоссальных затрат и крупных финансовых вливаний.
Когда проблема обострилась до критической точки, было принято решение принимать на оздоровление не только детей, но и взрослых, придать санаторию статус семейного и тем самым повысить его окупаемость. Но оказалось, что смена вывески без действенных мер ничего не дает. Необходим был человек, способный найти путь для выхода здравницы из кризиса.
В августе 2018 года коллектив возглавил Владимир Карпечкин. Руководство Нацбанка пригласило на должность директора санатория именно его не случайно. Владимир Иванович имел огромный опыт управления медицинскими и санаторно-курортными учреждениями в разных регионах страны.

«Будешь доктором»
Уроженец г. Мстиславля Могилевской области, Владимир Карпечкин с детства воспитывался в атмосфере особой ответственности: отец – директор школы, позже – зампред райисполкома, мама – классный руководитель, затем зав районо. Сын таких родителей знал, что должен быть во всем лучшим, и добивался этого в учебе.
А бабушка с ранних лет воспитывала внука на примере его деда, майора, героя, имевшего 4 ордена и медали. «Твой дед умел делать все», – говорила она, и парень тоже посещал все кружки в Доме пионеров, а позже получил пять дипломов о высшем образовании, в том числе три медицинских, юридический и экономический. Он хотел быть похожим на деда и стать военным, но отец сказал: «Будешь доктором» – и тем самым выбрал для сына правильный путь.
В 1994-м выпускник Гродненского мединститута приехал в родной город и стал работать по специальности – акушером-гинекологом. Иные врачи десятилетиями спокойно трудятся на одном месте, но деятельный характер доктора Карпечкина требовал движения, и уже в начале 2000-х он возглавил акушерско-гинекологическую службу района, а в 2002-м – больницу в Микашевичах.
Именно там впервые проявился его талант организатора: Владимир Иванович взялся за ремонт, обеспечил содействие местных предприятий, и запущенная районная больничка превратилась в благоустроенное медицинское учреждение, оснащенное современным медоборудованием. Такого руководителя не могли не заметить, свою энергию и деловые качества Владимир Карпечкин проявил также, работая главврачом в районных больницах Могилевщины. Позже была столица – ввод в действие медицинских центров «Медпрактика» и «НеоМедикал».
Дорогу осилит идущий
А самый значимый опыт, пожалуй, дала работа в санаторно-курортных учреждениях. Возглавив санаторий «Боровое» Управления делами Президента, В.И. Карпечкин вновь в полной мере проявил лидерские качества, дальновидность стратега, умение распознать перспективный вектор хозяйствования и готовность сделать все, чтобы дела шли успешно. Так, благодаря его энергии и энтузиазму на месте скважины минеральной воды, расположенной неподалеку от санатория, вырос завод, выпускающий известную по всей стране минеральную воду «Боровая».









Сегодня это раскрученный бренд, крупное предприятие, но сколько сил пришлось потратить, сколько ходов просчитать, прежде чем идея стала явью! Пожалуй, именно тогда, на Витебщине, он понял, насколько важны в любом деле не только пробивная сила, но и творческий подход, умение нестандартно мыслить, искать новые концепции развития и находить новые пути их воплощения.
Затем Владимир Карпечкин практически с нуля построил санаторий «Березка» ОАО «Беларуськалий», параллельно занимаясь его оснащением и подбором персоналах.
– Весь предыдущий опыт научил меня во-первых, правильно распоряжаться финансами. Во-вторых, активно искать пути к поставленной цели, даже если она кажется недостижимой. И еще жизнь научила меня, что дорогу осилит идущий, но не в одиночку, а вместе с командой единомышленников, – говорит В.И. Карпечкин.
«Перезагрузка» в «Ружанском»
Вот такому управленцу Нацбанк предложил возглавить санаторий «Ружанский». Владимир Иванович сразу понял: предстоит колоссальная работа. Здесь инфраструктура была создана, но санаторию требовалась «перезагрузка» – полная смена концепции развития, переформатирование логистики оказания услуг и работы специалистов, т.е. трансформация всей деятельности учреждения.
Новый директор взялся за дело сразу по всем направлениям: до 40 % площадей простаивали, необходимо было их использовать и при этом рационально перераспределить структурные подразделения, чтобы повысить отдачу. В.И. Карпечкин опирался на собственный богатый опыт и внедрял новое буквально на каждом шагу.
– Мы модернизировали инфраструктуру территории, лечебную базу, питание, номерной фонд и СПА-комплекс. Создали зоосад, ботанический сад, трансформировали пляжную зону, организовали зонирование территории для отдыха различных категорий посетителей. Изучили организацию питания на многих других предприятиях и взяли для своей работы все самое лучшее, – перечисляет директор. – Все это требовало колоссального внимания, концентрации материальных ресурсов, физических сил и трудозатрат.
При этом поначалу ему приходилось действовать в одиночку: коллектив, многие годы получавший зарплату благодаря финансированию Нацбанка, не спешил перестраиваться. Карпечкин не тратил время на убеждения, внук военного, он всегда действовал решительно: есть приказ – выполняй четко и быстро, рассуждать будешь в другом месте. Конечно, пришлось приглашать высококвалифицированных специалистов из других мест, благо связи у директора имелись. Одновременно готовил команду единомышленников среди коллег, применяя самый действенный стимул – материальный, рублем мотивируя работать на совесть. И дело пошло!
Предприятие-трансформер
Однако директор ставил перед собой и сотрудниками более глобальную цель: уйти от традиционного представления о санатории как пансионе для ослабленных людей. Его идея была в том, чтобы сделать «Ружанский» предприятием-трансформером, сочетающим в себе возможности классического санатория, современного курортно-реабилитационного центра и экологического СПА-курорта, что дает возможность гибко реагировать на запросы людей и значительно расширить спектр отдыхающих.










Для воплощения идеи необходимо было дополнить материальную базу, закупить современные аппараты для оздоровления, ввести необычные виды саун и бань, открыть новые бассейны и джакузи.
Шаг за шагом они приближались к цели. Мощным импульсом для реализации задуманного стал посыл Президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что задачу реабилитации людей, перенесших ковид, могут и должны взять на себя санатории. «Ружанский» первым получил лицензию на реабилитологию.
– Я благодарен нашему Президенту за посыл развивать реабилитационное направление, – говорит Владимир Карпечкин. – Мы не только воплотили его для постковидных пациентов, но и развили, сейчас у нас есть программы по реабилитации людей с патологией сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эндокринной, бронхолегочной систем, опорно-двигательного аппарата, даже после онкологии, например, удаления молочной железы. Реабилитационные услуги в Беларуси очень востребованы, особенно в последнее время.
Акценты притяжения
Сегодня «Ружанский» имеет еще одно название – Курорт «Ружа Хутар». Оно появилось в процессе трансформации санатория в гибридное предприятие и, что называется, «выстрелило». Многие обращают внимание на красивое звучное имя, хотят приехать в «белорусские Карловы Вары» и увидеть «белорусские Мальдивы». Все эти «акценты притяжения» – часть нового имиджа, который тоже придумал директор.

Яркая, оригинальная, активная реклама – важнейшая составляющая маркетинговой стратегии, и она работает в полной мере: в «Ружа Хутар» приезжают зимой и летом, по путевке и на 10-14 дней для реабилитации, а иногда и просто на несколько дней, чтобы отдохнуть, принять СПА-процедуры, поплавать в бассейнах, расслабиться в саунах. Санаторий-трансформер действует!
В наши дни «Ружанский» входит в число лучших санаторно-курортных учреждений страны. Мощная материальная база, высокий уровень оснащенности, широчайший спектр услуг, квалифицированный персонал, разнообразие культурных программ – все это создано за последние 5 лет, действует и привлекает людей всех возрастов.
В каком еще санатории вы встретите 6 бассейнов, причем один – под открытым небом, 12 видов саун и десятки различных ванн? Огромный тренажерный зал, собственные магазин, кафе, косметический салон, благоустроенный пляж, зоопарк, где можно увидеть павлина, покататься на пони, погладить кролика…
Стратегия опережающего развития
– Как за считанные годы превратить обычный санаторий в процветающий курорт?
На этот сложный вопрос Владимир Карпечкин отвечает очень просто:
– Работать надо. Ставить перед собой амбициозные цели и находить алгоритмы их решения, быть целеустремленным в достижении поставленных задач. А затем с командой профессионалов засучить рукава и делать дело.















Коллектив санатория реализует стратегию опережающего развития, т.е. стремится найти и внедрить у себя все лучшее, что существует в практике оздоровления, чтобы создать «Ружанскому» конкурентное преимущество.
Курорт «Ружа Хутар» – раскрученный бренд, успешный коммерческий проект, о чем свидетельствует такой факт: за 2022 год здесь получили рекордную прибыль. А еще 25 августа на Республиканском экологическом форуме в Столине директору вручат диплом за I место в РБ, которое занял пляж в «Ружа Хутар».
«Ружанский» очень популярен как в Беларуси, так и за рубежом. И директор, и коллектив уверены в завтрашнем дне. И цель на будущее пятилетие уже поставлена: построить три сезонных бассейна, и тогда аквазона санатория не будет иметь аналогов в стране. В перспективе рассматривается возможность построить шестой жилой корпус на 50 мест для VIP-клиентов. Тогда санаторий сможет одновременно принимать 400 человек и выйдет на максимальную эффективность в работе.
На въезде в «Ружанский» стоит необычная стела, которую здесь называют Древо жизни – на ее стволе, словно на бересте, сделана надпись «Все свои знания и опыт я отдал тебе, человек». Так говорит о себе коллектив «Ружа Хутар». Так говорит о себе и его директор.
Наталья ВАСЮК
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.