Всех, кто впервые приезжает в Брест на Международный фестиваль «Белая Вежа», удивляют заполненные залы. Особенно это поражает театральных деятелей – артистов, режиссеров, критиков. Такого явления они, частые посетители иных форумов, практически нигде не видывали. А брестский зритель, живо реагирующий на сценическое действо, — это и вовсе притча во языцех в театральном мире. Он как будто стал одним из участников фестиваля, его особенностью, доброй приметой.
С фестивалем, стартующим 8 сентября, нас разделяют две недели. Но уже сегодня можно говорить: главный участник «Белой Вежи», ее зритель, не подкачал. Практически на все спектакли театрального форума билеты проданы. Что нам откроет XXVII фестиваль? Обещают путешествие в глубины сознания, работу мысли над вопросом «в чем смысл жизни», нащупать тонкую грань между справедливым наказанием и саморазрушением местью…
Любопытное дело: каждый год «Белая Вежа» собирает гостей под какой-то объединяющей идеей, а на поверку сама собой выходит самая актуальная, отраженная в действительности, тема. Это странное волшебство работает помимо нашей воли. Интересно, о чем расскажет «Белая Вежа» в сезоне 2023?
КАРНАВАЛ ХАРАКТЕРОВ
Кстати, главные мазки в картине нынешнего дня обычно делает классика. Не важно, когда была написана пьеса, если театр заговорил о главном, она обязательно отразится эхом на текущий момент. Обещающе выглядит постановка Новосибирского драматического театра «Старый дом» — «Головлевы». Спектакль поставлен по роману Салтыкова-Щедрина и рассказывает о гибели большой семьи.
Нам обещают увидеть «бездны человеческой природы и карнавал характеров». Уровень этой работы обеспечивается и именем режиссера-постановщика – Сергея Федотова. Того самого Федотова, который привозил в 2010 году на «Белую Вежу» спектакль «Калека с Инишмана» и получил Гран-при форума. Брестчане тогда аплодировали стоя несколько минут – спектакль был таким великолепным, что прекратить аплодисменты казалось просто неловко.
Сергей Федотов – авторитетное имя не только в российских театральных кругах, но и за пределами постсоветского пространства. Создатель и художественный руководитель пермского театра «У моста», лауреат «Золотой маски», он сегодня широко ставит и на других сценах. В этот раз Федотов покажет в Бресте «Головлевых», поставленных в Новосибирске.
После премьеры этого спектакля критики писали: «Все, кто знаком с творчеством Сергея Федотова, знают, что он превращает актеров в гипнотизеров. Они излучают в зал столь мощную энергетику, что ты себе уже не принадлежишь. Еще они перевоплощаются в своих персонажей так разительно, что становятся неузнаваемыми. Оказывается, можно вполне обойтись безо всех этих постмодернистских штучек-дрючек ради первоклассной актерской игры».
«ЛУЧ В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» НЕ РАЗГЛЯДЕТЬ
Далека от стандарта работа с другим классическим произведением – «Гроза. Апокриф» театра «Школа драматического искусства» (Москва). Хрестоматийный образ Катерины, этого «луча в темном царстве», обещается стать неузнаваемым. Известно, что сам режиссер – участник проекта «Школы драматического искусства» Евгений Закиров рекомендовал его работу рассматривать как «мятеж по пьесе Островского».
«Спектакль похож на горную реку в том месте, где начинаются пороги, — определяют постановку в российской прессе. – Спокойное течение, встречая преграду, взрывается и со страшным ревом несется, сметая все на своем пути». Персонажи по Закирову становятся неузнаваемыми. Островский, возможно, очутился бы в шоке.
Но современному школьнику, который изучает творческое наследие, все будет понятно: школьный класс, где учатся курить на галерке, читают Шекспира вместо заданного Островского. Чтобы не уйти от классики для подростков, выписаны привычные образы: злыдня-директриса, девочка-бунтарка, профессор со странностями… Все эти герои поступают непривычно по нашему представлению об Островском, и так логично с точки зрения современника.
ЧТО РОДНИТ СТЕШИКА С БОСХОМ?
В параде классики интересно искать неизведанное. На этом фестивале любопытство вызывает свежая работа Республиканского театра белорусской драматургии «Камень глупости». Премьера состоялась в марте 2022 года и была обозначена как «мировая». Международный проект представили белорусские драматург, художник и, собственно, труппа театра, а Россию – режиссер и композитор. Инициаторами проекта выступили РТБД, Международная конфедерация театральных союзов и Региональный общественный фонд поддержки Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова.
Пьеса написана белорусским драматургом Константином Стешиком в 2019 году. Говорят, сюжет навеян картиной «Извлечение камня глупости» Босха, мастера периода Северного Возрождения, большого любителя вынимать мистические образы из подсознательного. В центре пьесы Стешика – сорокалетний белорус Роман. После операции на мозг он решает порвать с прежней жизнью и отправиться в старый отцовский дом – искать смыслы.
«Спектакль получился честным и пронзительным, — откликнулась на премьеру газета «Культура». — На показах зал был переполнен, аплодисменты зрителей долго не отпускали актеров. Графические композиции сцен, апеллирующие к фантазии публики, поражают лаконичностью. Замечательная художница Алена Игруша (Беларусь) создала образ двоемирия.
В комнате отца – всего две табуретки, но их увеличенные тени проецируются на задник и звучат метафорой боли – в другом, внутреннем пространстве. Музыка композитора Александра Ситникова (Россия) увлекает в бездны подсознания незаметно, мелодический подтекст – тонок и беспощаден».
Мир, который открывает «Белая Вежа» в Бресте, — это иной масштаб, иное измерение, доступные нам всего один раз в году. Не пропустите.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.