Знатоки говорят: самое опасное для водителя легковушки на дороге – столкнуться с лосем. Такие дорожно-транспортные происшествия чаще всего имеют тяжелые последствия вплоть до гибели людей. У этого травоядного животного достаточно большие вес и рост. Кроме того, длинные ноги. Нередко сбитый автомобилем, лось всей тушей влетает через лобовое стекло в салон. Итог предугадать несложно. Не так опасно столкновение, скажем, с косулей или диким кабаном. Однако и в этих случаях без ремонта автомобиля не обойтись. И весьма ощутимого по цене. Особенно теперь, особенно, если у вас иномарка западного происхождения.
Как-то исподволь и не вдруг, но поведение зверей на автомобильных дорогах стало проблемой для людей, которые по дорогам ездят. Риск наехать машиной на зверя есть во всей республике, потому что страна пока еще богата лесами, хотя и неравномерно. В Брестской области с нашей Беловежской пущей 36 процентов территории покрыто лесом – это чуть больше одной трети. Немало. С точки зрения человека, зверь лесной должен бояться любых признаков цивилизации, в том числе и дорог. На деле же все не так. Люди, прямо или косвенно знакомые с ситуацией, по-разному объясняют причины такого, с позволения сказать, смертельно опасного озорства животных.
Версия 1. Маршрут на кормежку
Мнения существуют разные. К примеру, сотрудники Госавтоинспекции считают, что в большинстве случаев животные выходят на дорогу, когда идут к месту кормежки или с него возвращаются. Еще возможно, что они выскакивают на чуждый им асфальтобетон в случае опасности – то есть в том случае, когда их преследует хищный зверь. Биологи предлагают свою точку зрения, согласно которой виноваты во всем люди. Почему? У диких животных есть такое явление, как естественная миграция. Когда в начале двадцатого века активно формировалась дорожная сеть, властелины природы не учитывали естественные миграционные маршруты, генетически заложенные в повадки зверей. Так звериные тропы и ленты шоссе в некоторых местах пересеклись. И сколько пройдет времени, пока братья наши меньшие протопчут другие тропы, — неизвестно.
Примечательно, что хищники – волки, лисы, рыси, отчасти медведи – под колеса автомобилей практически не попадают. Возможно, потому что по сути своей они охотники и организованно не ходят ни на кормежку, ни на водопой, а если мигрируют вслед за травоядными, то небольшими группами или вообще поодиночке. Так что соучастниками дорожно-транспортных происшествий становятся чаще всего упомянутые уже лоси, олени, косули и кабаны.
Версия 2. Сезонные прелести
По времени года, когда животные чаще выходят на дорогу, имеются такие наблюдения. Лоси обычно выбираются на дорогу в мае-июне. Именно в этот период они меняют постоянные места обитания. Причем чаще попадает под удар автомобиля молодняк. Телята еще не имеют опыта преодоления асфальтированной «полосы препятствий», начинают метаться и могут даже атаковать надвигающийся автомобиль. Другая сезонная активность животных приходится на август-октябрь, когда у зверей начинается так называемый гон – период спаривания. В такие дни и ночи не то что животным покоя нет, но также и людям.
И вот что интересно, однако и заставляет задуматься. Косвенной причиной появления зверей на обочинах можно считать наши дорожные службы. Их сотрудники регулярно косят траву вдоль проезжей части, травка отрастает с прежней активностью, вот копытные и приходят на свежий «газон». Водители возразят и будут правы: аварии из-за зверей случаются и зимой. Какова причина неадекватного поведения животных в этом случае? Как говорят специалисты из природоохранных структур, виноват снова человек. Зимой дороги привлекают животных тем, что полотно дорожники обрабатывают от гололедицы смесями, содержащими соль. А в соли содержатся натрий и хлор – вещества, необходимые для формирования рогов.
Версия 3. Пограничная стена
После 2022 года, когда на границе Беларуси и Польши выросла стена против мигрантов и всего прочего, появилась версия, что стена и есть причина того, что животные идут на трассы – от безысходности, так как привычный проход закрыт.
Однако надо учитывать тот факт, что вдоль границы двух государств протекает река Буг – естественная преграда для беспрепятственного блуждания по всем просторам Беловежской пущи. Примеров массовой гибели или травмирования животных на «пограничном» заборе не зафиксировано, равно как и нет данных о том, чтоб животные бросались под колеса на пограничном переходе «Варшавский мост».
Поможет ли сетка?
Неустанные романтики горячих моторов знают: в некоторых местах на автодорогах не только ставят специальные указатели об опасности столкновения с дикими животными, но и отгораживают дорогу от леса специальной сетчатой оградой. Она, скорее всего, возводилась по принципу – отгородить лес от дороги. Биологи же говорят, что сеть должна быть конструкцией, направляющей зверя к безопасному проходу. На деле получилось другое. Высота сети – максимум два метра. Олень и лось при необходимости в прыжке с места берут до трех.
Разрыв для прохода в таких ограждениях делают только там, где простираются поля или примыкают дороги, а в местах, где к дороге примыкает лес, его нет. Таким образом, животное, оказавшееся на дороге, пытается удрать обратно в лес, но не может этого сделать, вынуждено идти вдоль дороги и, естественно, создавать аварийную ситуацию.
Версия 4. Пугающее «пламя»
И все-таки, почему это происходит? Что толкает дикого зверя под пугающую его светом и шумом железную машину? Вот какую, почти психологическую версию предлагают специалисты Национального парка «Беловежская пуща». Как известно, ДТП с животными чаще всего происходит в темное время суток. При этом автомобиль как таковой не ассоциируется у животных с опасностью. Но они будут стоять на обочине и слушать шум приближающегося автотранспорта, не решаясь переходить дорогу. Но стоит автомобилю с включенными фарами приблизиться, как они бросаются наперерез. Скорее всего, это происходит потому, что яркий свет фар воспринимается животным как пламя, которое отрезает путь к соседнему лесному массиву, куда они идут. Животные боятся, что не смогут попасть туда, спешат перепрыгнуть «огонь», вот и попадают под колеса.
Такова ситуация. Водителям в ней остается посоветовать одно. Ехать в темноте не спеша и внимательно следить за обочиной. Если увидели маленький зеленый или красный огонек, притормозите: возможно, это отражается радужка глаза копытного зверя.
Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.