Ни для кого не секрет, что
высшее образование на всем постсоветском пространстве испытывает огромные
трудности, связанные с целым комплексом причин: кризис перевыпуска
специалистов, демографические «ямы» начала 90-х годов, отсутствие должного
развития материально-технической базы, невозможность (а где-то и нежелание)
перестраиваться на новые формы управления, преподавания и хозяйствования. Что
происходит сегодня с высшим образованием в Беларуси? Каков уровень поступающих
в вузы? Какие перспективы открываются выпускникам? Что надо менять в
образовательной сфере? Обо всем этом мы поговорили с ректором Брестского
государственного технического университета (БрГТУ) Петром Пойтой.
«Не исключено, что
количество абитуриентов снизится еще на 15-20 %»
– Петр Степанович, начать разговор хотелось бы с итогов прошедшей вступительной
кампании. Многие из наблюдателей отмечают, что по многим специальностям в
разных вузах, в том числе и в БрГТУ, есть недобор даже на бюджетные места, не
говоря уже о платных. С чем это связываете?
– Ситуация, о которой вы
упомянули, не является доминирующей. Да, есть отдельные факультеты и
специальности, которые пользуются пониженным интересом абитуриентов, особенно
это касается экономических, машиностроительных специальностей, отдельных
строительных (в частности тех, которые готовят специалистов для сельской
местности). Что касается других направлений, то там ситуация прямо
противоположная: на некоторые места конкурс доходил до 10 человек.
– Но согласитесь, что налицо и проблема так называемых
«демографических ям»?
– Безусловно, это один из
факторов, серьезно влияющих на количество сегодняшних абитуриентов. Так, если в
прошлогоднем централизованном тестировании в нашем университете приняло участие
18 тысяч человек, то в этом году, увы, только 15 тысяч. Несмотря на заявления
отдельных лиц, что в этом году мы прошли крайнюю точку падения демографической
кривой, мое мнение – дальше будет не лучше. Не исключено, что в ближайшие два
года количество абитуриентов снизится еще на 15-20 процентов. В какой-то мере
это даже стимулирует сферу высшего образования, заставляя вуз активнее
привлекать к себе абитуриентов, непрерывно модернизироваться.
«Молодежная элита отправляется
учиться в Россию и на Запад»
– Каков, на ваш взгляд, уровень сегодняшних поступающих?
– Увы, он оставляет желать
лучшего. Несмотря на то, что проходные баллы были повышены, они все равно, на
мой взгляд, не служат эффективным барьером для отсеивания негодных к высшей
школе. Давайте разберемся с таблицей в руках. В ней написано: проходной балл ЦТ
по русскому и белорусскому языкам – 10 из 100, физика, математика, химия – 15
из 100, иностранный язык – 20 из 100. То есть мы получаем на выходе практически
«двоечников». С этим обязательно надо что-то делать, нельзя до бесконечности
удерживать эти баллы на таком низком уровне. И это при том, что в нынешнем году
требования были ужесточены. Представляете, что было в предыдущие годы!
– А как же золотые и серебряные медалисты?
– Вот! Ключевой вопрос.
Давайте условно примем то, что все золотые медалисты – потенциально лучшие
молодежные кадры, обладающие максимальным набором школьных знаний и навыков,
умеющие их применять на практике. Казалось бы – они должны автоматически
попадать к нам, в вузы, без всяких предварительных тестов и проверок. Но нет
же! Закон требует, чтобы и они проходили ЦТ. В результате молодежная элита
страны отправляется получать высшее образование в российские университеты, где
им всегда рады и готовы принять без всяких дополнительных проверок, а некоторые
просто уезжают учиться на Запад. Я стоял и твердо стою на той позиции, что
необходимо вернуть практику, когда золотой и серебряный медалист мог
гарантированно поступить в любой вуз страны без прохождения ЦТ.
– Может быть, нам стоит обратиться к западному опыту? Там ведущие вузы
осуществляют постоянный мониторинг средних учебных заведений, чтобы заранее
выявить одаренных и способных детей, и уже в последнем классе буквально
забрасывают таких предложениями идти к ним учиться. У нас делается нечто
подобное?
– Да, могу сказать, что мы
плотно работаем со многими учебными заведениями области и стараемся отыскать
потенциальных студентов для нашего вуза. Причем в некоторых школах, гимназиях и
лицеях подобный отбор начинается уже с 7-го класса. Мы не только выявляем
лучших учеников, но и в 11-м классе обязательно проводим встречи с ними наших
лучших преподавателей, которые подробно рассказывают им о преимуществах учебы
именно в нашем вузе. Но, разумеется, итоговый выбор – за ними.
«Не гоните детей в вуз в
обязательном порядке»
– Петр Степанович, а всем
ли нужно высшее образование? Не кажется ли вам это рудиментом советской модели
бытия? Например, сегодня на Западе в вузы поступает совсем небольшой процент
молодых людей, основная же масса зачастую даже не заканчивает школу. Просто
получают специальность, сдают экзамен и прекрасно работают теми же сварщиками,
токарями, слесарями, водителями.
– Начнем с того, что,
действительно, устойчивый советский стереотип «выйти в люди» для многих
поколений был неразрывно связан с получением высшего образования. Причем порой
именно вожделенный диплом становился приоритетной целью, не связанной с задачей
понять – а готов ли тот или иной молодой человек к высшему образованию? Нужно
ли ему оно? Есть ли у него склонности и интеллектуальные задатки? Все это
игнорировалось основной массой населения, главное – чтобы «образование
получил». На начальном этапе, до войны и сразу после, дефицит специалистов и
высшего руководящего состава действительно способствовал такому подходу: субъектам
экономики было ни к чему оценивать качество подготовки своих кадров, так как их
попросту не хватало. Людей доучивали, натаскивали по нужным профилям, они
входили в работу и более-менее с ней справлялись. Но уже в 70-80-е годы эта
проблема стала более острой. Переход от плановой экономики к рыночной еще отчетливее
высветил проблему «балласта» в научных и руководящих кадрах. Поэтому сегодня я
бы хотел сказать родителям – не гоните детей в вуз в обязательном порядке.
Постарайтесь четко понять, осилит ли это ваш ребенок? Может быть, у него
прекрасный талант повара, задатки слесаря, каменщика и др.?
Сегодня, особенно ярко это
видно в России и других странах СНГ, где полностью разрушена система среднего специального
образования, налицо дефицит рабочих профессий, людей не хватает и на
производстве, и в сфере услуг, и в строительной отрасли. Благодаря грамотной
политике нашего Министерства образования мы сумели сохранить и удержать от
деградации систему колледжей всех уровней, благодаря чему вполне возможно на
современной базе готовить толковых молодых рабочих. Но ребята просто не
понимают (или их родители не хотят понимать), что сегодня обычный сварщик может
спокойно зарабатывать 1000-1500 долларов! И этих кадров не хватает, за опытных
специалистов своего дела борются, переманивают их друг у друга! Так что молодым
людям мой совет: четко выберите свою дорогу в жизни. Любой труд почетен и
престижен – этот постулат, который на Западе не нужно никому объяснять, еще
только приживается у нас. Но я оптимист, поэтому уверен: все наладится.
«Мы опережали Германию
минимум на пять лет»
– Не могу не затронуть еще одну болезненную тему – материально-технического
обеспечения университетов. На Западе давно отработана модель, по которой
крупные производственные концерны и предприятия за свой счет поставляют лучшее
и новейшее оборудование школам, колледжам, вузам с расчетом на то, что это
поможет подготовить для них новых качественных специалистов. Как с этим обстоят
дела у вас?
– Вы можете прийти и
посмотреть – практически на всех факультетах, особенно на технических, мы
используем нормальное, современное оборудование, позволяющее готовить студентов
на достойном уровне. Тем не менее всегда рады и открыты к сотрудничеству с
компаниями, которые готовы предложить нам свою поддержку в подготовке молодых
специалистов. Может быть, есть смысл улучшить законодательную базу для этого?
Тут есть о чем порассуждать.
Например, 7 лет назад к нам
приезжал для обмена опытом профессор из университета Германии, который готовит
специалистов в архитектурно-строительном деле. Он был тогда просто поражен уровнем
технологий, разработанных ОДО «Брест-КАД», которые мы использовали для обучения
студентов, и нашими наработками в научных изысканиях и честно признался, что
Германия отстает от Беларуси в этих вопросах минимум на 5 лет. С той поры
утекло уже много воды, и надо признать, что значительной модернизации, которая
должна идти непрерывно, не проводится. Не нужно забывать, что постоянное движение
на шаг впереди конкурентов невозможно без значительного вложения средств.
«Перекос в сторону теории
сегодня угрожающий»
– Вы согласны с тем, что методическая база высшего образования
сегодня устарела? Ведь, по сути, молодые специалисты приходят на работу
«нулями» в практике. Доведение до нужного уровня, по словам руководителей
предприятий, занимает от года до пяти лет. Не слишком ли большая роскошь для
любого предприятия?
– Скажу так: это зависит
прежде всего от самого выпускника и его мотивации. Я согласен с вами, эта проблема существует и весьма болезненна
для всех руководителей предприятий. Да, в западной модели образования основное
внимание уделяется не столько теоретической подготовке, сколько умению студента
применять полученные знания на практике и уже в процессе обучения освоить все
практические аспекты своей будущей деятельности. Полагаю, что и нам требуется
серьезный пересмотр всей методики обучения, потому что перекос в сторону теории
сегодня угрожающий. Каждый вуз пытается бороться с этим по мере своих сил и
возможностей. Мы сегодня всех студентов-строителей от 1-го до 3-го курса
направляем на срок от 3 до 6 месяцев на практику по их будущим специальностям.
Это уже дает отличные результаты: ребята уверенно чувствуют себя в профессии,
понимают, что будут делать подчиненные им в будущем кадры. Проблемы начинаются
с 4-го курса, когда мне бы хотелось, чтобы они реально «понюхали»
управленческого «пороха», но – увы – инертность мышления современных чиновников
и руководителей не дает до конца реализоваться нашим стремлениям. Они все еще
считают, что будущему инженеру либо руководителю во время практики «лучше
ничего не трогать». Как результат – ущерб национальной экономике. Ведь после вуза
на каждого выпускника, по сути, тратится значительное количество
государственных денег, чтобы довести его как специалиста до нужного уровня. А с
другой стороны, опытные кадры не хотят передавать опыт и боятся
целеустремленных, напористых и активных молодых конкурентов.
– Как считаете, послужит исправлению ситуации переход
отечественных вузов к западной модели автономного самоуправления? Когда и
программа утверждается самим вузом, и взаимодействие со спонсорами, с научными
меценатами?
– Я уверен, что в конечном
итоге мы все придем к этой модели. Альтернативы в сегодняшних экономических
реалиях просто не существует. Высшее образование – один из самых конкурентных и
доходных рынков, вполне сопоставимый по объему с рынками природных ресурсов
либо оружия. Выживать на нем смогут только сильнейшие. Государство не сможет
без конца поддерживать всех игроков на плаву, поэтому несомненно, что переход к
модели развития с автономией и самоуправлением станет логичным продолжением
реформы образования. Обратите внимание, уже сегодня перспективные студенты
придирчиво выбирают, куда именно они хотят поступить. Если наш вуз, как, к
примеру, и БНТУ, реально котируются на рынке труда во многих странах бывшего
Союза, то, например, некоторые региональные учебные заведения не пользуются
таким спросом. К нам готовы приезжать учиться за 300-
смиряться с бытом общежитий, лишь бы получить качественное образование. Это не
может не радовать. Не сомневаюсь, что еще многое нам предстоит изменить и
модернизировать, но убежден, что БрГТУ будет сохранять свои позиции на этом
рынке еще долгие годы.
– Спасибо, Петр Степанович!
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.