Новости о
вступительной кампании 2013 года больше походят на вести с поля боя, где
белорусская система высшего образования проигрывает сражение за сражением.
Низкие баллы абитуриентов на централизованном тестировании, недобор на бюджет
при переизбытке претендентов на некоторые специальности — эти и другие явления
показывают, что белорусская система высшего образования превращается в механизм
по производству «корочек». Самое же печальное в том, что власти не спешат
менять систему.
При этом
чиновники любят козырять данными, согласно которым Беларусь входит в число
самых образованных стран мира. Так, согласно исследованиям Всемирного банка,
она находится на 26-м месте по уровню образованности. Однако вопрос в том, за
счет чего страна оказалась в рейтинге так высоко. Места в нем присваивают за
показатели, с которыми у Беларуси все в порядке: доля лиц с высшим
образованием, количество обучающихся в вузах и т. д.
С количественными характеристиками у белорусского высшего образования никогда
не было проблем. Динамика постсоветского периода впечатляет. Если в 1991
учебном году обучалось 188 тысяч студентов, то в 2001-м — уже 281 700, а в
2012-м — 445 600.
Итак, хотя за 22
года население Беларуси сократилось, доля молодежи в нем уменьшилась, студентов
стало больше в два с лишним раза. Но дал ли такой рост хоть какую-нибудь
пользу?
С одной стороны,
высшее образование в Беларуси стало исключительно массовым и общедоступным, с
другой — начало стремительно обесцениваться.
На задворках
рейтинга Webometrics
Подтверждением
плачевного состояния белорусской высшей школы являются данные престижного
всемирного онлайн-рейтинга университетов Webometrics. В нем самым лучшим из
отечественных является Белорусский государственный университет, но он занимает
лишь… 639-ю позицию. Другие вузы страны не вошли даже в первую тысячу!
Так, следующим в
рейтинге белорусским вузом является Гродненский государственный университет, он
расположился на 1861-м месте. Стоит отметить, что в этом рейтинге Беларусь
проигрывает соседям — России и Украине: лучший украинский вуз — Киевский
политехнический институт — занимает 510-е место, а лучший российский — МГУ
имени Ломоносова — 79-е.
Удручающе
выглядят и результаты недавней вступительной кампании: уровень подготовки
абитуриентов в целом низок; оценки, с которыми иные поступают, просто постыдны.
В этом году 35,8
% зарегистрированных на централизованном тестировании абитуриентов не преодолели
порог, который варьировался от 10 до 20 баллов, то есть более трети не набрали
минимальных баллов.
Имитация не
помогает
О кризисе
отечественной высшей школы неоднократно заявляли эксперты, работающие в рамках
инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Они же
разработали предложения по реформированию вузовской системы.
Многие эксперты
считают, что ситуацию могла бы улучшить реализация принципов Болонского
процесса. В последнее время работа государства в этом направлении активизировалась
и некоторые изменения сделаны, однако далеко дело не продвинулось.
Несмотря на все
официальные заявления о готовности страны, в 2012 году Беларусь так и не была
принята в Болонскую систему. Объясняется это просто: тех мер, на которые пошли
белорусские власти, было попросту недостаточно для присоединения к системе. Все
дело в том, что они были направлены не на реформирование самого
образовательного процесса, а на изменение понятийного аппарата и терминологии,
чтобы внешне система походила на Болонскую. Однако по сути это ничего не изменило,
и система осталась прежней.
Получается, что
чиновникам нужен лишь статус страны — участницы Болонского процесса для того,
чтобы система образования выглядела более привлекательно в глазах ее денежных
мешков — иностранных абитуриентов. Реформы же, которые предусматривают
вхождение в Болонскую систему, властям не интересны.
Однако
накопление проблем в системе высшего (и не только высшего) образования ведет к
тому, что она уже больше не может работать в сложившихся условиях. Без реальных
продуманных реформ дальше будет только хуже. Уже сейчас образование не
исполняет своей главной задачи — подготовки квалифицированных специалистов,
проявление этого — их нехватка во многих отраслях экономики.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.