Слушать море и слышать человека
Когда дело подошло к призыву, в военкомате Вячеславу Ботову предложили спецкурс в училище подводного плавания в Санкт-Петербурге. Это был своеобразный прыжок в неизвестность. В то время в области вооружения происходила крупная перестройка – в армию поступали комплексы, которые не изучали в высших учебных заведениях, и ко всему техника была засекречена. Курсантам предстояло изучать, прежде всего, радиоэлектронику, поэтому из множества претендентов выбрали толковых, знавших физику-математику. В их числе – Вячеслав Вячеславович.
После окончания училища основным направлением деятельности Вячеслава Ботова стала гидроакустика – редкая профессия: слушать шумы моря и по ним определять класс корабля, его водоизмещение, дистанцию до объекта. С таким багажом Вячеслава Вячеславовича направили на Северный флот. Начинал службу на новенькой небольшой, по меркам морского флота, подводной лодке – примерно с пятиэтажный шестиподъездный дом. За время службы он трижды ходил в «автономку» по 12 месяцев. А это значит: год под водой с сотней человек из разных республик Союза. Самым сложным в таких «автономках» была не собственно работа подводника, а умение сойтись с коллективом. Наверное, тогда в нем шлифовалась способность слышать людей, мгновенно улавливать суть их предложений.
– Мне нравятся люди предприимчивые, инициативные, – говорит Вячеслав Вячеславович. – Хочется, чтобы человек, освоившись на работе, приходил ко мне и говорил: мне не нравится вот это, а здесь я бы сделал по-другому, перестроил, перезапустил.

Бабушкина лепка
Через пять лет Вячеслав Ботов военную службу решил оставить – в стране начались такие перемены, что было понятно: разумнее причалить. Тогда в Бресте только открывался новый завод «Цветотрон» – казалось, дающий перспективы людям, знакомым с электроникой. Сначала Вячеслав Ботов поступил на предприятие наладчиком, быстро вырос до мастера, начальника цеха, а потом был назначен директором завода электронной техники – подразделения «Цветотрона». Делали разные интересные изделия: ручки, открытки, звоночки, электронику для связи и сельхозпродукции. В подчинении Вячеслава Вячеславовича оказались 5 цехов. Параллельно он учился в Московском экономическом университете.
Потом «Цветотрон» стал переживать сложные времена. И в 2003 году Вячеслава Ботова пригласили на собеседование в молодую «Санту» (сегодня компания BREMOR). После рассказа о военном прошлом, о знаниях в мировой экономике, о трудностях на «Цветотроне» соискателю сказали сакраментальную фразу: «Вам позвонят». Вячеслав Вячеславович принял это с улыбкой. Собеседование с генеральным директором «Санта Импэкс» состоялось в декабре, как раз накануне Нового года. «Кто вспомнит об этом разговоре после новогодних каникул?» – подумал Ботов.
Но в январе позвонили и пригласили возглавить производство замороженных полуфабрикатов. В то время компания BREMOR работала в нескольких направлениях: переработка сельди, выпуск пельменей и салатов. Цех замороженных полуфабрикатов располагался на улице Мошенского в здании продовольственного магазина. Помещение было разделено на две части – собственно магазин и цех. Решили: выйдут на хорошие объемы – будут направление развивать. Нет – станут искать другие бизнесы. Глубокие знания механики и электроники здорово помогали Вячеславу Ботову в налаживании производства. А остальные тонкости профессии пришлось изучать с нуля.
– Поначалу пельмени и вареники производили на польских аппаратах. Сделали небольшой самодельный тоннель, на котором замораживали продукцию, – вспоминает то время Вячеслав Ботов. – Для меня все было совершенно новым, о пищевом производстве знал на бытовом уровне. Подумайте: от электроники – к пельменям. Меня что вдохновляло? Что наш генеральный тоже пришел в пищевую промышленность из электроники. Я думал: «Освоил он, смогу и я. Надо окунаться в тему, смотреть, изучать». Изначально не было технологов, которые обладали бы необходимым объемом знаний, но было невероятное желание добиться цели. Раз начали, надо получить результат.
Очень скоро коллектив, находящийся в его подчинении, превысил 100 человек. Это стало сигналом к приобретению нового оборудования. Принципиально было одно: приобрести машины с имитацией «а-ля домашней» лепки – с закрученным кончиком. И эта лепка действительно сделала пельмени BREMOR невероятно популярными. В компанию были приобретены вторая, третья линии.
Сегодня продукция цеха № 5, прежде всего, реализуется на внутреннем рынке. В месяц цех выпускает 1400 тонн замороженных полуфабрикатов. По выпуску пельменей BREMOR вышел в лидеры производителей Беларуси. Часть полуфабрикатов идет в Израиль. В последнее время в эту страну очень интенсивно начали отгружать блинчики, вареники.

Эмоции доверить профессионалам
Человек, переживший распад армии, развал некогда перспективного завода «Цветотрон», ценит каждую возможность движения, развития и перспективы. В моменты, когда утрачивалась нацеленность осваивать что-то новое, получать свежие знания, ощущение тупика его угнетало. BREMOR дал Вячеславу Вячеславовичу карт-бланш, при котором нужно было находить оборудование, поставщиков, договариваться, изучать. Много бывал за границей – в Италии искал пельменное оборудование, в Голландии – холодильное. Сегодня начальник цеха № 5 постоянно пребывает в поиске линий под новые проекты. Для него нет ничего интересней, чем изучать новое оборудование, просчитывать, будет ли экономический эффект при его использовании, рассматривать возможные рынки сбыта для новых проектов BREMOR.
С каждым днем позиция полуфабрикатов укрепляется. Заметно: люди не хотят тратить время на приготовление пищи – в ходу полуфабрикаты высокой степени готовности. Например, полюбившиеся блинчики «Бабушка Аня» достаточно поставить в микроволновку или разогреть на сковороде.
– Мы стараемся делать жизнь человека лучше, – говорит Вячеслав Ботов. – Каждый понимает эту формулу по-своему. Жизнь потребителя становится лучше, когда он меньше тратит времени на то, чтобы заниматься поиском, придумывать для себя новые вкусы и новые впечатления. Здесь, на BREMOR, это придумывают специалисты, профессионалы своего дела. В целом, чтобы жизнь была лучше, надо начинать со своего рабочего места. Если человеку нравится то, что он делает, об этом «сарафанное радио» разнесет по городу, по стране и пойдет дальше. В итоге выстраивается такая цепочка: если ты делаешь свое дело с удовольствием, люди тебе доверяют. Они больше не будут отвлекаться на приготовление пищи, а отдадут это профессионалам. В итоге желающие развиваться потратят свободное время на собственное развитие.
Некоторые коллеги говорят, что Вячеслав Ботов – душа компании. Несмотря на начальственный статус, любит неформально пообщаться, потанцевать. Вспоминает, как не так давно собрались в загородном ресторанчике, чтобы отметить… 20 лет, как был выпущен первый пельмень компании BREMOR. Получился такой веселый праздник «Пельменя».

Кайф от свободы движения
Наверное, главным хобби Вячеслава Ботова можно назвать… движение. Движение во всех его проявлениях. Например, до недавнего времени он был заядлым велосипедистом. Поставил двухколесного друга на прикол только тогда, когда велосипедистов в нашей стране загнали на пешеходные дорожки – создали нездоровую, по его мнению, ситуацию. Теперь вместе с супругой ходят пешком. Вдвоем любят путешествовать, только не в составе групп, а самостоятельно. От этой свободы – кроссовки, рюкзачки за спиной и вперед! – получают настоящий кайф. Освоил приложения, дающие возможность серьезно экономить на билетах, – и мир открылся перед семьей Ботовых: Рим, Венеция, Афины….
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.