Быть с Благодатью
С тех пор прошло уже 60 лет, но и сегодня в числе постоянных прихожан сычевского прихода насчитывается около полусотни человек из рода Мохначей. Многие из них давно проживают в областном центре, но по воскресеньям ездят на службу за десятки километров именно в «свой» храм. Конечно – не только из послушания воле почившего дедушки, которого более молодые члены рода даже не видели.
На мотивы этой привязанности немного проливает свет высказывание одной из самых стойких сычевских молитвенниц Марии Николаевны Мохнач (по мужу – Гедрис): «По дальним паломничествам я не езжу. Я еще не насытилась своей родной святой землей. После службы из храма выхожу последней, стараюсь еще раз вдохнуть дух церкви, где хочется быть и быть…»
Спасает любовь
Атмосферой одухотворенной семейственности Мария Николаевна напиталась в детстве. Ее мама Надежда Варфоломеевна ездила на велосипеде в Сычи из Лыщиц на каждую воскресную службу. При этом говорила, что на свете нет причины, чтобы не пойти в церковь, пусть бы к ней в это время пожаловал даже сам президент.
Своих шестерых детей Надежда Мохнач в церковь не звала, но была для них таким ярким примером, что ребята сами собирались и тоже отправлялись в Сычи. В отличие от методов формальной вычитки из молитвослова готовящемуся причащаться чаду родители говорили: «иди, обними брата» или «пойди, поцелуй сестру». Мать могла сказать: «подойди и стань на колени перед отцом», а отец – «стань на колени перед мамой». «И теперь, – говорит Мария Николаевна, – я так же учу своих детей».
Крепкое стояние в православной вере Надежда Варфоломеевна переняла у своего отца. Чтобы односельчане могли ездить из Яцковичей, где он жил, в Сычи на службы, он соорудил вместительную телегу и сам возил земляков в церковь. Когда при Хрущеве с храмов начали сбрасывать кресты, дедушка не прозевал эту угрозу для своего любимого прихода. В назначенный день загрузил телегу единомышленниками и дал большим и маленьким задание: «Когда мужики полезут на крышу, вы должны со всей силы раскачивать их лестницы и очень громко кричать диким криком». Дедушкин план сработал так, что крестоборцы попрыгали с верхотуры и разбежались, а святилище было спасено от разрухи.
Молитвенный проект
В настоящее время спасение храма проблематично без его ремонта. Сычевские прихожане задались целью узнать точный возраст святыни, для чего списывались с архивами Польши, Литвы, Санкт-Петербурга, Москвы. Сведения получили противоречивые, но пришли к выводу, что сам приход был основан в 1526 году, а каменное строение возведено около 1822 года.
Под задачу приходского ремонта активисты создали в сетях проект под названием «Помоги сычевскому храму». В вайбере группа насчитывает 622 человека, и люди не оставляют просьбу без отклика. Номер р/с для пожертвований: BY08BAPB30152117900110000000 в ОАО «Белагропромбанк», БИК: BAPBBY21401, «Православный приход храма святой великомученицы Параскевы Пятницы в дер. Сычи Брестского района», УНП 200678768.
Вот и текут от семейного истока по дороге к храму ручейки прихожан Мохначей в статусе отцов, матерей, братьев, сестер, сыновей, дочерей, внуков и правнуков. А сын Марии Николаевны Виктор выбрал путь священника и служит в брестском храме Тихвинской иконы Божией Матери.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.