Устраиваясь на свое первое место работы на Брестскую фабрику мороженого сразу после окончания университета в 1996 году, Татьяна Гритусева и не предполагала, что задержится в сладком бизнесе так надолго.
Знакомство с холодным десертом
Насыщенная и интересная учеба в музыкальной гимназии, сопровождаемая успехами в игре на фортепиано, множеством концертов в составе хора «Веселый ветер», конкурсными выступлениями и, что немаловажно, победами в них в составе джазового квартета, располагала к тому, чтобы связать свою жизнь с искусством. Но рядом с музыкой всегда стояла математика, любовь к которой взяла верх. Амбициозной целью стал Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского. За год до окончания школы Татьяна поступила на подготовительный курс этого вуза.
Перспектива обучения в Питере становилась все более ясной. Однако события августа 91-го внесли коррективы, семейный совет постановил: не дальше Минска. Выбор пал на лучший по тем временам в сфере экономики БГЭУ. Следующие 4 года студенческая жизнь «била ключом», и очень хотелось остаться в столице, большом городе, среди друзей, которых «сотни». Но в Минске на тот момент было сложно трудоустроиться. Нашлось место в отделе сбыта на Брестской фабрике мороженого. Именно тогда любимое с детства лакомство плавно переместилось в сферу профессиональных интересов. Сегодня Татьяна Гритусева – начальник сектора «Мороженое» управления маркетинга BREMOR.
В компанию ее пригласили в 2003 году в отдел сбыта. Тогда все предприятие набирало обороты и сотрудники отдела занимались не только сбытом продукции, а зачастую захватывали функционал смежных областей. Нужно было работать быстро и успевать закрывать многие направления. Увлеченность, открытость, коммуникабельность, чувство юмора очень помогали на этапе адаптации в новом коллективе.
Мозговые штурмы
Поначалу Татьяне казалось, что она пришла в компанию опытным специалистом. Но специфика на прошлом месте работы сильно отличалась от подхода к деятельности отдела сбыта в BREMOR. Здесь для того, чтобы заниматься продажами, требовались глубокие знания не только продукта, рынков и конкурентов на них, но и производства, технологии.
– Каждый вторник генеральный директор группы компаний SANTA Александр Михайлович Мошенский приезжал на встречи в отдел маркетинга BREMOR, на которых зачастую присутствовали и сотрудники отдела сбыта, – вспоминает Татьяна Александровна. – Помню, как буквально на второй-третьей неделе моей работы в компании в присутствии моего руководителя – заместителя директора по сбыту и маркетингу Ярослава Леонтьевича Бондарчука – Александр Михайлович задал в нашу сторону вопрос касательно оптимизации текущего распределения продуктов по производственным линиям цеха мороженого. Я, памятуя студенческий лайфхак «главное – не молчать», ответила.
И только какое-то время спустя, обладая набором соответствующих знаний, пришло осознание, что на той встрече я несла, мягко говоря, чепуху. Но руководители ничем себя не выдали. Наоборот, нашли какие-то слова, чтобы я была заинтересована, погрузилась в процесс. Сегодня всем новичкам говорю: «Не стесняйтесь задавать вопросы. Это не показатель того, что вы не знаете, это показатель пытливого ума и заинтересованности, показатель неравнодушного желания быстрее влиться и идти вперед».
Что такое маркетинг в BREMOR
В 2009 году в результате внутренней реструктуризации отдельных подразделений компании и перераспределения их функционала Татьяна Гритусева перешла в отдел маркетинга. В компании начала формироваться система категорийного управления продуктовыми портфелями. Татьяна оказалась в числе первых категорийных менеджеров. С одной стороны, первым нелегко – недостаток опыта, отсутствие прозрачных, единых по всем направлениям алгоритмов работы. С другой стороны, уникальная возможность непосредственного участия в выстраивании всех этих процессов.
Должность категорийного менеджера подразумевала всестороннее предметное знание вмененного ему продукта, в новом свете заиграла аналитическая часть работы, значительно увеличилась ответственность – рынок, особенности и тенденции его развития, сырье, рыночная цена продуктов компании и конкурентов, экономическая составляющая, особенности дистрибуции, эффективные каналы продвижения и т. д.
Постепенно выстроился нынешний функционал продуктового сектора маркетинга: стратегическое планирование товарной категории, комплексный анализ рынка, оптимизация и повышение эффективности брендового и продуктового портфеля, ценовое позиционирование, сопровождение полного цикла разработки и вывода на рынок новинок, планирование и реализация рекламной поддержки брендов и продуктов. Сегодня структура маркетинга дает возможность как вертикального карьерного роста, так и горизонтального – в сторону экспертизы.
– Маркетинг живет на больших скоростях: в современном мире важно быть любознательным, реактивным, уметь работать в режиме многозадачности, потому как реалии таковы, что любое промедление грозит потерями. Ничто не стоит на месте – ни рынок, ни потребитель, ни конкурент. Поэтому, цитируя Льюиса Кэрролла, «чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», – говорит Татьяна. – Отдельное удовольствие в работе – это наблюдать результаты воплощенной в реальную жизнь идеи. Мы сопровождаем новинку от замысла до ее представления на полке потребителю. По сути имеем возможность наблюдать за гадким утенком, превращающимся в лебедя. Любой продукт – это результат работы большой команды людей. Наше управление находится в постоянном контакте с абсолютным большинством служб предприятия, поэтому в работе крайне важно быть коммуникабельным, эмпатичным и одновременно требовательным.
Революция на рынке мороженого
Сегодня в портфеле BREMOR – 12 продуктовых категорий, более 10 брендов, 3 из которых – это мороженое: «ЮККИ», «ТОП» и Soletto. Все они входят в топ-5 рынка мороженого по знанию и объемам потребления. По признанию Татьяны, это «три ребенка, три характера». «ЮККИ» – искренний добряк, он хорош для всей семьи, в этом бренде найдет свою сладкую отдушину и бабушка, и внучка, и сын маминой подруги. В нем органично уживаются и классический пломбир, и любимые «Аленка», и «Коровка», и рвущий сейчас все чаты хитовый «Кактус». «ТОП» – оптимист, идеальный генератор хорошего настроения с ассортиментом вкусов для всех его оттенков. Soletto – эстет, который дарит моменты особого наслаждения и удовольствия.
BREMOR изначально заявил о себе на рынке отечественного мороженого как новатор. Не имея доступа к фондируемой сырьевой базе свежего молока, компания смогла представить рынку высококачественный продукт. Вафельные стаканчики с фруктово-ягодными наполнителями, закодированными под определенными номерами, эскимо со вкусом любимых конфет, продажи через фирменное брендированное оборудование, рекламные розыгрыши на ТВ с призовыми поездками победителей в «Диснейленд» – все это в свое время стало настоящей революцией на консервативном отечественном рынке мороженого (долгое время люди жили в рамках очень ограниченного набора этого лакомства: белое/шоколадное/крем-брюле). Дальше – больше. BREMOR первым представила на рынке трехслойное мороженое, теплое, йогуртное, лед с мармеладным стержнем, желейный лед, веганские сорбеты и цивилизованный стандарт мороженого для дома в виде рулетов, тортов.
Итальянское «соле» плюс «лето» Беларуси
Если «ЮККИ» и «ТОП» первыми открывали миру наше мороженое, то Soletto пришло несколько позже, на витке рынка, предполагающего поиск новых актуальных решений или ниш. Достаточно долгое время бренду Soletto удавалось держать интригу: белорусы воспринимали его как импортную европейскую марку. Выводу торговой марки предшествовал большой этап комплексной аналитической работы. Выверяли все: имя, рецептуру особенной текстуры мороженого, ассортимент, объем потенциальной ниши, дизайн упаковки, стиль коммуникационного сообщения.
– История имени Soletto тоже не лишена интриги, – вспоминает Татьяна. – Мы искали название для линейки итальянского мороженого в рожке, именно такое позиционирование было определено на этапе вывода продукта. Перед нами была стена итальянских, русских, латинских слов. Поиск имени для нового продукта велся достаточно долго. И тут очередной вторник, Александр Михайлович у нас, идет мозговой штурм. Глядя на словесные «обои», генеральный директор предлагает попробовать сделать итальянско-русский микс. И бинго! «Соле» (по-итальянски – солнце) + наше «лето» = Soletto! Мы поняли, что найдено то самое уникальное, релевантное и однозначно звучное название! Время показало, что Soletto, планомерно набирая обороты, сумело перекроить закостенелую структуру отечественного рынка, на котором долгое время основными формами выступали стаканчик, эскимо и брикетик на тонкой вафельке. Soletto не было первым рожком на рынке мороженого, но именно оно сумело стать рожком № 1 на нем.
Мороженое – это волшебство
– Вся деятельность компании, – поясняет Татьяна, – многозвеньевая цепочка задач: выпускать качественные и вкусные продукты питания, делать рацион более разнообразным и интересным. И конечно же, наша задача – разнообразить вкусы мороженого и, возможно, изменить его статус в ежедневном меню белорусов. Интересно, что потребление мороженого в Беларуси – одно из самых невысоких в Европе. Парадокс, но больше всего холодный десерт потребляют в Скандинавских странах, за ними в рейтинге – Италия, Германия, Польша. А в абсолютных лидерах – Америка. В странах высокого потребления мороженое – не сезонный продукт, а часть повседневной продуктовой корзины.
В Беларуси очень высокая конкуренция по этому продукту, и все производители делают очень качественное, вкусное мороженое. А такая борьба лишний раз мотивирует.
– Я искренне уверена, что мы реально делаем жизнь лучше, – говорит Татьяна. – Сегодня, например, мне очень нравятся наши биллборды «Твоя улыбка ТОП!» с улыбающимися лицами. Они несут хорошую, позитивную эмоцию на улицы городов. Мороженое всегда настоящее – оно дарит удовольствие без обмана. Если мы делаем продукт, полюбившийся многим, это же как хорошая песня, которую переслушивают, или хорошая книга, которую зачитывают в хорошем смысле слова. Мороженое – это волшебство. Работа с этим продуктом дает бонусы и в моей жизни. В любой группе людей получаешь позитивную реакцию и очевидный рост лояльности после того, как открываешь свою профессиональную сферу.
Многогранность увлечений
У Татьяны много различных интересов и увлечений. Отдельная страница ее жизни – это путешествия. По ее словам, ты не можешь не измениться, увидев восход солнца с другого континента. А еще книги. Татьяна очень любит читать:
– Не мои слова, но подпишусь под каждым: «Дом без книг – это как комната без окон». У меня дома большая библиотека, минимум половина – это книги, которые начали собирать еще мои родители в 70-80 гг. прошлого века. А тогда заполучить хорошую книгу было ой как непросто. Люблю книги, люблю читать и искренне говорю, что книга – лучший подарок!
С недавних пор новым увлечением Татьяны стал винил. Как она сама говорит, это совсем другой формат звука. Друзья Татьяны и коллеги, за что она им благодарна, очень помогают пополнять «культурный» фонд интересными экземплярами книг и пластинок.
– На моих домашних «квартирниках» теперь можем подбирать комфортное музыкальное сопровождение для компании любого возраста. Люблю, когда в доме гости – мои, моей дочери, наши общие. Я за живое общение, оно очень заряжает. В этом я – настоящий «олдскул» и не хочу от этого отступать, хотя в нынешнем жизненном круговороте находить время для таких встреч нелегко.
А еще быстро «подзарядить батарейки» Татьяне помогают две вещи, а точнее, два транспорта. Она очень любит водить машину. А этим летом открыла для себя еще одно «чудодейственное» транспортное средство – сапборд. Помимо приятной физической нагрузки во время прогулки по реке увидела любимый Брест и окрестности в новом свете.
– Бесспорно, родители – это фундамент, на котором каждый человек строит свой «дом». Я безмерно благодарна им, что сумели заложить в меня основы и принципы, которые ведут и помогают мне по жизни. Я очень люблю день рождения. И хотя их было уже ой как много, в памяти остались именно детские праздники. Все проходило в общежитии, в центре комнаты стояла табуретка, мы с ребятами вокруг, а на ней высилось настоящее чудо – торт в виде корзинки с клубникой или, в другой раз, желейное озеро с парой лебедей. Эмоции просто зашкаливали! Сегодня, читая слова Достоевского «Любить надо жизнь, а не смысл жизни», я про себя говорю своим родителям: «Большое спасибо!».
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.