У ювелирной мастерской «Византий» Николая и Петра Кузьмичей в Бресте скоро будет новая прописка. Галерея переедет, но совсем недалеко – в историческое здание на Советских Пограничников. Старинный дом – один из самых живописных в городе – имеет насыщенное прошлое. Теперь там почти все готово к новой жизни. Подробности «Вечёрке» рассказал Петр Кузьмич.
– У отца всегда была мечта — создать в городе свое место, свою галерею, где каждый сможет немного приоткрыть для себя тайну работы мастера. Мы надеемся, что получится обустроить пространство так, чтобы каждый желающий мог зайти и поговорить с ювелиром, посмотреть на наше творчество.
Здание на углу площади Свободы – историко-культурная ценность. В межвоенное время оно принадлежало семье Гендлер. В доме не только жили люди (как и сейчас, к слову), но и работали типография, мастерская по изготовлению штампов и печати, а также магазин по продаже красок. В этой типографии издавалась первая еврейская газета «Голос Полесья», выходившая после Первой мировой войны в Бресте.
– Работы по обустройству галереи было много, – признаётся Пётр. – Само здание сейчас не в лучшем виде, хоть и находится в самом центре исторической части города. К 1000-летию Бреста планировали его капремонт. Сейчас снова говорят об этом. Но мы постараемся и сами сделать то, что можем – починим, покрасим, приведем в порядок. Когда-то здесь была комната коммунальной квартиры. Вход был с другой стороны, мы его заделали. А на месте оконного проема сделали входную дверь. Причем этот нюанс согласовывали с Минкультом. Сделать так разрешили только потому, что раньше именно в этом месте уже была входная дверь. Нашли старые фотографии, которые подтвердили это.
Пётр показывает новые столы для мастеров. Всего их три – для Николая Петровича, самого Петра и Андрея Мазько – еще одного ювелира мастерской. Сейчас помещение новой галереи выглядит светлым и современным. Но так было не сразу.
– Когда мы приобрели в собственность это помещение, здесь был деревянный пол, песок и посередине глубокая яма. Получается, два года занял ремонт здания. Могли справиться и быстрее, но возникли некоторые сложности. Время отнимали и согласования с Минкультом, буквально каждый шаг требовал отдельного разрешения, вплоть до замены окон. Сейчас у нас здесь свое отопление, кухня, место для отдыха. Старались не спешить, использовать хорошие материалы. Думаю, получилось неплохо, – говорит Пётр Николаевич.

В помещении мастерской «Византий» появятся другие хозяева. Там в свое время располагалась мастерская знаменитого художника Ивана Рудчика. Пётр считает, что пустовать здание точно не будет. Место хорошее, рядом все уже арендовано. Что касается новой мастерской, то она изменит свое название. Вместо лаконичного «Византий» будет именоваться «Ювелирная галерея Николая Кузьмича «Византий».
– Очень хочу, чтобы имя отца присутствовало в названии. Мне кажется, это будет правильно и символично. Все-таки у нас во многом семейное дело, а в ювелирном и вообще ремесленном деле с давних времен мастерские носят имена их владельцев. Имя мастера – это и есть его бренд, его знак качества.
Сейчас брестские ювелиры работают над интересным проектом – 12 икон для католических костелов. Для их изготовления используются драгоценные металлы и другие редкие материалы. Работа тяжелая, но результат оправдывает вложенные усилия, считает Кузьмич-младший.
– Первая работа из этой серии – икона святой Варвары для Троицкого костела в Ружанах. В конце мая 2022 года в костеле Пресвятой Девы Марии в Пружанах состоялось освящение еще одной иконы – Дева Мария «Владычица лесов». Третья икона посвящена архангелу Михаилу, а четвертая – святому Губерту. Для нее заказчик планирует строить каплицу в честь этого святого. Сейчас мы работаем над иконой святого Казимира, затем – святой Вероники, которая, согласно преданию, отерла своим платком лоб Иисуса во время Крестного пути на Голгофу.
Каждый сюжет требует большого погружения, исследования темы. У нас есть диалог с заказчиком – это очень важно. Мы сами придумываем эскиз, согласовываем его, размышляем, как показать итоговый вариант в материалах, – объясняет Пётр.
Есть у Петра Кузьмича и свой проект – эксклюзивные васильки.
– Не секрет, что покупателей на такие работы у нас в стране мало. И дело не только в деньгах. Многие просто не понимают, что такое авторский труд, что работа хорошего мастера требует вознаграждения. У нас в стране почти никто не занимается подобной техникой. Мы, как и прежде, остаемся уникальной мастерской в своем роде.
Отвечая на вопрос о собственных учениках, Пётр говорит, что раздумывает об этом. Но стать ювелиром – это не просто вопрос желания.
– Без образования здесь никак не обойдешься. Встречаются, конечно, самородки, но это большая редкость. Надо изучить основы и постепенно погружаться в работу. К нам уже приходили ученики, которых мы старались познакомить с ремеслом, делились секретами. Но у них не было понимания, что заработок здесь приходит не сразу. А когда вопрос денег выходит на первый план, то настоящему искусству здесь уже мало места. В будущем я бы хотел найти себе ученика, у которого есть желание учиться и есть понимание, что этот путь не будет простым.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.