23 февраля 1947 года один из мальчишек 7-го «Б» третьей школы, живший за облисполкомом, с порога класса объявил:
– На площади выставка оружия!
И все сорвались туда.
Урок прогуляли не зря, посмотреть было на что. Гаубицы. Крупнокалиберный пулемет ДШК на большой треноге. Боевые машины бесствольной артиллерии «Катюша» на студебеккерах с закрытой и открытой кабиной.
Площади в сегодняшнем виде на улице Ленина тогда еще не было. Просто пустующее пространство между административными зданиями, там в честь Дня Советской армии технику и поставили.
Сын полковника Гриша Саверский, поколесивший с отцом по фронтам, пояснил, что в первый год применения машины бесствольной артиллерии были на советском грузовике ЗИС-6. А другой одноклассник, Виктор Бовш, горячо всех убеждал, что «Катюши» применялись под Брестом – палили в сторону Тересполя по отступающим немцам. Правда, самих машин он не видел, только летевшие за Буг «молнии».
Сержант, стоявший у миномета, рассказал мальчишкам, как приходилось страховаться в бою. Главное было не торопиться, дождаться выстрела. В ствол бросали мину за миной, а взрыватель мог не сработать: отвернешься в горячке боя, а мина не вылетела, осталась в стволе. И если бросали вторую, следовал взрыв – погибал весь расчет. А самое страшное, когда артиллерия вовремя не переносила огонь и накрывала свою пехоту, наступавшую за огневым валом.
Был здесь и «Виллис» – любимый фронтовой внедорожник, и наш аналог американца ГАЗ-67, часть агрегатов для которого конструкторы позаимствовали с «эмки» и «полуторки». По проходимости и буксировочным показателям он даже превосходил «американца», но уступал в динамике, комфорте и управляемости. Острословы окрестили его ХБВ – «хочу быть виллисом».
Ни для кого не секрет, что в Европу наша армия въехала на американской технике. Посол США Гарри Гопкинс, встречаясь во время войны со Сталиным, спросил, что из помощи нужно прежде всего, – Сталин назвал тысячу крупнокалиберных пулеметов для защиты городов, зенитные орудия, винтовки, алюминий, каучук…
Ну, и автомобили, которыми Брест было уже не удивить: теперь они в бессчетном количестве летали по улицам города.
Из заметки врача областной больницы Я. Бондаренко в «Заре» за 7 января 1947 года:
«По основным магистралям – центральным улицам города – Советской и 17 Сентября (ныне Ленина. – В.С.) – автомашины обычно мчатся с недозволенной скоростью 70-80 километров в час. Так 12 декабря пожилая женщина, пытавшаяся перейти Пушкинскую улицу в районе между Советской и Куйбышева, была задавлена насмерть. Шофер, совершивший это преступление, даже не остановился и, не сбавляя скорости, промчался дальше.
Такие водители не несут ответственности за свое лихачество, так как их машины зачастую не имеют номеров, нигде не зарегистрированы, и найти их после невозможно.
Из-за недосмотра работников госавтоинспекции на улицах месяцами курсируют машины с такой, например, надписью вместо номера: «транзит – Донбасс».
Машины часто управляются людьми, не имеющими шоферских прав или находящимися в нетрезвом состоянии. Распоясавшиеся водители на полном ходу въезжают на тротуары, как правило, вплотную подводят машины к дверям в коммерческий магазин № 1, не дают сигналов на поворотах».
Василий САРЫЧЕВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.