Впервые эту икону брестчане увидели в мае минувшего года в филиале «Спасенные художественные ценности» на выставке «Небесное и земное» из собрания музея древнебелорусской культуры ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси». Речь идет об образе «Старец Зосима и Мария Египетская» 1779 года. Ее размер – 77х60 см. Икона была выявлена и изъята экспедицией института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР в 1969 году в Свято-Афанасьевской часовне д. Аркадия Брестского района. С тех пор не появлялась на Брестчине.
– Уникальность этой иконы в том, что ее сюжет встретился нам лишь однажды, – рассказал журналисту «Вечерки» научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры центра Николай Мельников.
Преподобная Мария Египетская считается покровительницей кающихся женщин. Она родилась в конце V века в Египте. Согласно преданию, в двенадцать лет сбежала из родительского дома и долгое время вела беспутную жизнь в Александрии. Однажды, перед праздником Воздвижения Святого Креста, Мария с группой паломников оказалась в Иерусалиме. Она хотела войти в храм, однако какая-то сила не пускала ее.

Осмыслив, что это наказание за грехи, Мария слезно молила о прощении перед иконой Богородицы. Молитва была услышана, и Матерь Божья подсказала ей путь к спасению: удалиться в пустыню на другой берег Иордана для покаяния и познания Бога. В пустыне Мария вела тяжелую аскетическую жизнь и через 47 лет встретила иеромонаха Зосиму, которому рассказала свою историю. Через год Зосима вышел на берег Иордана со Святыми Дарами и причастил Марию, перешедшую к нему по воде с другого берега. Еще через год Зосима пришел на место их первой встречи, где нашел тело умершей Марии. По преданию, с помощью дикого льва он вырыл могилу и похоронил праведницу. День ее памяти отмечается 1 (14) апреля православными верующими и 3 апреля католиками.
Композиция изображает эпизоды встречи Марии Египетской с иеромонахом Зосимой. На втором плане представлен момент их первой встречи. Там Мария надевает на голое тело гиматий (накидку), которую дал ей Зосима, а тот стоит повернувшись спиной, в растерянности от неожиданной встречи. Основное внимание художник уделил второй встрече Зосимы и Марии, поместив это событие на переднем плане. Зосима стоит под пальмой на берегу Иордана со Святыми Дарами в руках, а с другого берега к нему по воде идет Мария Египетская. Внизу, с правой стороны иконы, находится изображение умершей Марии, лежащей у входа в пещеру. Поэтому образ еще называют «Похороны Марии Египетской».

Рядом с ней надпись-послание к Зосиме «Pogrzeb Oycze Zozyme nędgney Maryi Cialo. Day Ziemy ziemię amodl się za mną». Чуть ниже видна еще одна надпись с датой создания иконы и фамилией художника. Из текста, следует, что икона была написана 14 сентября 1779 года: «1779 dnia 14 7bra Benedykt Pawłowsky / małował W B…sciu». Последнее слово написано неразборчиво, и его сложно прочитать. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что речь идет именно о Бресте. Почему?
– Имя Бенедикта Павловского, иконописца Великого княжества Литовского ХVІІІ века, хорошо известно исследователям. В 1664-1779 гг. он жил и работал в д. Кодень Бяльского повета, что в 20 км от Бреста, – рассказала «Вечерке» белорусский искусствовед, старший научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства научно-исследовательского центра белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Галина Фликоп-Свита.
Так что, возможно, именно Брест вдохновил художника на создание уникального образа.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.