Большинство современных детей познают окружающий мир через компьютерные мониторы. В автобусе, магазине или даже на детской площадке они не выпускают из рук сотовые или планшеты. Родители чуть ли не с рождения суют детям гаджеты – только бы те тихо сидели. Психолог центра «Инсайт» Елена Марченко убеждена, что проблема технической революции у детей – только вершина айсберга.
Узнайте своего ребенка
Народная мудрость гласит: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Современные родители чаще всего «тешат» своих чад компьютерными играми или бесконечными мультфильмами. Вот здесь и возникает вопрос, над которым стоит поразмышлять: «Почему проще дать ребенку в руки гаджет, чем побыть с ним наедине?» Конечно, все не так просто: ведь многие родители разрываются между работами, домашними обязанностями и детьми. Но в большинстве случаев в семьях, где возникает проблема гаджетов, родители просто-напросто не знают, чем занять свое чадо, чтобы тому было интересно и не скучно. Независимо от того, сколько лет ребенку, всегда можно найти увлекательное занятие: выдумать игру с подручными предметами, если с собой нет никаких игрушек, или поговорить о том, что интересно самому ребенку.
Конечно, бывает такое, что подросшие дети уже сами не хотят общаться с родителями. Многим подросткам кажется, что «предки» не смогут их понять. Вот тут нужно обеспокоиться, ведь еще чуть-чуть – и нить отношений может оборваться. Как это ни странно, но для того, чтобы быть интересным своему ребенку, родителю надо учиться. Можно читать книги, советоваться с педагогами, искать в интернете информацию о том, чем можно занять ребенка. Ведь бывает так, что родители просто требуют «вылезти» из телефона/планшета/компьютера, а когда ребенок подчиняется требованию, обнаруживается, что ни он, ни родители не знают, что им делать вместе. В таком случае проблема вовсе не в наличии гаджетов.
Зло ли?
Слегка иллюзорная цель, которую достичь нереалистично, – пытаться переубедить родителей в том, что девайсы – это только зло. Но за их использованием стоит нечто большее. Можно с умом использовать технические приспособления, и это станет своеобразным мостиком, который соединит родителей и ребенка. Современные дети психологически отличаются от старшего поколения. Они изначально находятся в мире, где на каждом шагу – чудеса техники, поэтому полностью оградить их никак не получится. Да и надо ли? Можно же вместе посмотреть занимательную программу про природу, физику или путешествия или совместно тестировать новое приложение на смартфоне. А после делиться впечатлениями. Многие родители ссылаются на то, что используют гаджеты для обучения и развития своего ребенка.
Еще один замечательный вариант: попросить, например, внуков научить пользоваться компьютером. Самое главное в данном случае – похвалить за умение. Не стоит упускать возможность обратиться к детям как к учителям. В качестве вдохновляющего примера можно назвать Анну Сандалову, Татьяну Субботину, которые в весьма почтенном возрасте освоили просторы интернета.
Стоит помнить, что ни один гаджет, ни одна развивающая программа сами по себе работать не будут, это не волшебная таблетка, после приема которой можно сразу чему-то научиться. Попробуйте ответить на вопрос «Что я хочу для своего ребенка: чтобы он в три года знал названия геометрически фигур или чтобы он хотел общаться со мной?»
Так в чем проблема?
Сами гаджеты, по сути, никакой проблемы не представляют. Весь вопрос в том, что именно и как долго дети смотрят по телевизору и во что играют на компьютере. Какая польза будет от просмотренной информации? Чему может научиться подрастающее поколение? Практически в 99 % компьютерных игр есть персонаж. Стоит понаблюдать, что это за герой, на которого хочет быть похож ваш ребенок.
Как быть?
Если родители решили категорически оградить своих детей от гаджетов, у них появляется важная задача – создать около своего чада такое окружение, которое умеет весело проводить время без техники. Ребенку очень сложно противостоять в детском сообществе: когда у всех есть, а у тебя нет. Малыши дома – это одно, а в коллективе – совсем другое. Если родители просто вводят запреты, вероятность того, что дети будут играть втихаря, очень велика. Вот так родители автоматически, сами того не подозревая, подталкивают свое чадо к вранью.
Готовы ли?
Родителям следует четко понимать, на какие жертвы и воспитательные меры они готовы идти, если вводят запрет на пользование девайсами. Ни один малыш не откажется добровольно от того, к чему так привык. Зависимость возникает очень быстро – это вопрос нескольких месяцев. При попытке выключить телевизор или забрать планшет малыш будет реагировать очень эмоционально. Вопрос: готовы ли папа с мамой смотреть на ребенка, который будет топать ногами и хлопать дверьми? Если есть сомнение, что сердце такого не выдержит, – данный воспитательный момент окажет только антидействие. Ребенок поймет, что запрет ненастоящий и все можно решить с помощью капризов. Дети, наблюдая за реакцией мамы или папы, четко знают, сколько нужно попсиховать. Подобные манипуляции будут повторяться регулярно.
Цена вопроса
Если при попытке забрать технику у ребенка возникает истерика и есть подозрение, что малыш становится зависимым, поход к специалисту не стоит откладывать. Чаще всего мамы и папы не обращаются за помощью своевременно. Но с каждым годом контролировать ребенка все сложнее и сложнее, а снежный ком проблем будет только увеличиваться. Согласитесь, что дети растут очень быстро. Пожалуй, самое страшное и очень обидное последствие не решенной вовремя проблемы – отсутствие настоящих отношений в семье и привязанности детей к родителям.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.