Вот и
закончилось беззаботное лето, и наши дети вновь (а кто-то и впервые) сели за
школьные парты. Понятно, что к этому моменту все ученические принадлежности
закуплены, костюмы, банты и сарафаны отглажены и учебники в библиотеке
получены. Отныне и до следующего лета с небольшими перерывами на каникулы нам
придется ежедневно проверять дневники своих чад и делать с ними домашние
задания – в младших классах так точно. Как при этом не перестараться, не
заработать сколиоз, не «посадить» зрение и не отбить у ребенка тягу к знаниям?
По нашей просьбе советы школьникам и их родителям дает врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков областного центра гигиены, эпидемиологии и
общественного здоровья Ольга Калиновская.
Все свое ношу с
собой
О том, что для
сохранения осанки школяра ранцы и рюкзаки однозначно предпочтительнее
портфелей, мы с вами, конечно же, знаем. И что ранец должен быть с
ортопедической «спинкой», широкими лямками и светоотражающими элементами – тоже.
Будем считать, что приобретали мы их исходя именно из этих соображений. Теперь
нужно проследить, чтобы наш ученик не перегружал свой ранец сверх меры. У детей, особенно мальчишек, есть такая
привычка: помимо нужных учебников (о которых порой и забывают) они берут с
собой в школу массу других вещей, которые просто необходимо показать
одноклассникам. Это может быть толстенная энциклопедия с красочными иллюстрациями,
любимая машинка или робот-трансформер. А однажды я выудила из подозрительно
тяжелого ранца своего в ту пору второклассника… двухкилограммовые гантели.
Оказывается, они с друзьями на переменке договорились соревнования устроить –
кто больше выжмет…
Так вот, в
соответствии с новыми санитарными нормами вес содержимого ранца без учета его
«личной» массы в 1-2-х классах не должен превышать
предполагается, что в 1-м классе ранцы ученику вообще не нужны, потому что
уроки им на дом не задают, но практика показывает, что первоклашки их очень
любят и всегда находят, чем наполнить. В
3-4-х классах ранцы можно загружать до
классах вес портфеля «нетто» может достигать
школьников младших классов должен весить не более 700 граммов, с 5 класса и далее – не более
таская тяжелый ранец, ребенок накачает мышцы. Вот проблемы с позвоночником
заработать может точно. Ни в коем случае нельзя позволять школьнику носить
рюкзак на одном плече – это чревато искривлением позвоночника. В идеале стоит
проконсультироваться с тренером по фитнесу на предмет щадящих упражнений,
укрепляющих мышцы плеч и спины.
Если мебель «на
вырост»
В школе рабочее
место ученика оснащено (по крайней мере, должно быть оснащено) с учетом всех
санитарных норм и правил, и соответствующие органы за этим строго следят. Предполагается,
что дома мы должны создать условия как минимум не хуже. Но вот это как раз и не
так просто, потому что каждый год покупать растущему ребенку новый письменный
стол мало кто может себе позволить. Чаще всего родители покупают «взрослый»
стол, а высоту посадки регулируют с помощью стула и подставки под ноги.
В идеале посадка
должна быть такой: локти лежат свободно на столе, спина касается спинки стула,
ноги в коленях согнуты под прямым углом и стоят на подставке или на полу,
расстояние между грудью и столом 1,5 –
глаз до книги примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Добиться
такой «показательной» посадки возможно лишь в том случае, если стол и стул
подобраны «по росту». Согласно санитарным нормам, при росте ребенка 115-
быть
и стула – 30, при 130–145 см – 58 и
145-
пора пересаживать его за стол в
см
далее. А теперь обратите внимание, как сидит ребенок за письменным столом дома,
и ужаснитесь. Волей-неволей придется стать занудой и повторять каждые пять
минут: опусти ногу, сядь прямо, держи спину ровно… Мы же не хотим проблем с
позвоночником, правда?
Регламент для
домашних уроков
Домашние задания
– это особая тема. Со старшеклассниками проще: они люди почти взрослые и четко
понимают: чем быстрее уроки сделаешь, тем быстрее освободишься для других,
более важных дел. Среди младшеклассников такое понимание вопроса – большая
редкость. Есть, наверное, такие «правильные» детки, которые вовремя садятся за
уроки, быстро и без ошибок их делают и с чистой совестью убегают гулять на
улицу. Чаще происходит с точностью до наоборот. «Мамочка, я устал в школе, – жалуется
наше чадо. – Можно, погуляю на улице, а потом сделаю уроки?» Мы же не изверги
какие-нибудь, понимаем: конечно, устал, конечно, нужно погулять. Но затем маме
нужно готовить ужин, потом кормить семейство, и за уроки с ребенком мы садимся,
когда уже все другие домашние дела улажены. А ребенок через полчаса занятий начинает
клевать носом и абсолютно не понимает, чего от него хотят…
Вот это как раз
тот случай, когда просто необходимо найти золотую середину. «Дайте ребенку
отдохнуть часа два после школы, прежде чем садиться с ним за уроки, – советует
Ольга Калиновская. – Но не откладывайте уроки на поздний вечер, когда ребенок уже устанет и захочет спать». Если
занятия в первую смену, выполнить это условие при правильной организации
распорядка дня нетрудно. Гораздо сложнее, если ребенок ходит учиться во вторую
смену, а мама с папой с утра отправляются на работу. Выход один: развивать у школьника
чувство ответственности и приучать к самостоятельности. Как мы с этой задачей
справимся, ума не приложу: мой сын в этом году как раз будет учиться во вторую
смену.
Теперь о том,
сколько времени позволительно сидеть школьнику за письменным столом дома. Согласно
санитарным нормам, первоклассникам домашние задания вообще не должны задавать.
Во 2-м классе должно затрачиваться на выполнение домашнего задания не более 1 ч
10 минут, в 3-4-м – не более полутора часов, в 5-6-м – 2 часа, 7-8-м – 2,5
часа, в 9–11-м классах – не более 3 часов. Если ребенок не укладывается в эти
нормы, нужно или проверить, чем он в это время действительно занимается (к
примеру, не играет ли в планшет, когда мама выходит из комнаты), или обратиться
за помощью к детскому психологу, который подскажет, что вы делаете не так.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.