Прошли Старый Новый год, Крещение, и 2025-й полностью вступил в свои права. Настало время подводить итоги минувшего года.
Для начала немного статистики по области. В целом экономика прошла 2024 год с хорошими показателями: ВРП и зарплата существенно выросли, как следствие, следом и доходы бюджета области (для справки: ВРП вырос на 4,6 %, зарплата – на 20,1 %. Так же выполнен план по вводу жилья в эксплуатацию (662,2 тыс. кв.м).
По последним данным Белстата, объем промышленного производства за год вырос на 6,6 %, розничный товарооборот – на 8,5 %, экспорт товаров – на 8,8 %. И огромная заслуга в этом росте отводится Бресту и его свободной экономической зоне. На долю области приходится 11,6 % ВВП республики. Область специализируется на производстве ламп накаливания, газоразрядных и дуговых, неполноповоротных самоходных экскаваторов и погрузчиков, бытовых электрических и газовых плит, мебели, клееной фанеры, древесно-стружечных плит, керамических плиток, хлопчатобумажных тканей, игр и игрушек, рыбы и морепродуктов, колбасных изделий.

Брест в 2024 году существенно нарастил выпуск автомобилей (микроавтобусы МАЗ на базе первоначально китайского, а теперь российского аналога Газель Next) и количество рейсов в Москву. Гостиницы города достигли 90-процентной и выше загруженности в периоды российских и белорусских праздников и каникул, а транспортники приспособились к новым правилам пересечения транзитными грузами границы ЕС и нарастили объемы складских операций по перегрузке фур. Автомобильные стоянки тоже остались с «наваром».

Что явно не было выполнено, так это инвестиции в основной капитал (они составили 94,6 % к уровню прошлого года) и ввод жилья в эксплуатацию для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки. Оно и понятно: таких граждан становится с каждым годом все меньше. За прошедший год данных еще нет, но если на конец 2019 года на учете нуждающихся в области состояли 7988 граждан из многодетных семей и 43489 молодых семей, то на конец 2023 года – 7244 и 33855 соответственно. В целом за 4 года количество людей, состоящих на учете нуждающихся, сократилось с 85,8 до 68,2 тыс., или на 20,6 %. Очевидно, что очередь уменьшается как за счет расширенного строительства в прежние годы жилфонда, так и в силу депопуляции населения сельской местности. Какое-то время показатели нового жилья поддерживались вынужденным получением гражданами актов ввода в эксплуатацию давно построенных домов. Но у этого фактора есть естественный предел.
В Бресте тренд, к слову, еще более выраженный: на конец 2019 года на учете состояли 1681 граждан из многодетных и 14299 — из молодых семей, а на конец 2023-го – 1276 и 11545, соответственно. И общая очередь нуждающихся сократилась на 17,8 % при росте населения (в отличие от населения всей области). Если короче, уже скоро очередь сократится до минимума, и строиться будут только те, у кого есть на это свои деньги.
Косвенно этот тренд подтверждается перераспределением субвенций, которые были заложены в республиканском бюджете на 2024 год для выплаты субсидий населению на строительство и приобретение жилья в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 №240, от Брестской области в пользу иных регионов страны на сумму более 23 млн. рублей, о чем газета уже писала в №4 за этот год. А они, в свою очередь, влияют на показатель объема инвестиций в основной капитал, среди источников которых в 2024-м доминировали средства предприятий и физических лиц (ну или банков, предоставлявших кредиты гражданам). А их на самом деле не так уж много. Несмотря на рост рентабельности продаж, к примеру, по области до 7,2 % (за 11 месяцев 2024 года), одновременно выросли и все виды внешней просроченной задолженности. Что означает «замораживание» средств в экспортно-импортных взаиморасчетах. Поэтому государство будет вынуждено пересматривать формы и объемы государственной поддержки для сохранения госзаказа в строительстве многоквартирного жилья. И показателя инвестиций в основной капитал – тоже.

Переходя к новому году, отмечу, что именно сложившаяся структура производства обеспечила достигнутый успех. Экспорт в Россию продовольственных товаров и продукции легкой промышленности рос по мере расширения тамошнего спроса, который, в свою очередь, в значительной степени стимулирован потребностями СВО и высокими доходами от связанной с ней деятельности. В России также раскручивается спираль инфляции высокими бюджетными вливаниями, которые делают поставки туда продукции более доходными (это видно косвенно через рост показателей рентабельности продаж в промышленности), что дает возможность повышать зарплату. Добавим сюда возросший поток туристов (Брестчина по популярности в истекшем году была на втором месте после Минска), которые немало денег оставили в нашей розничной торговле и секции услуг по временному проживанию, а также собственный опережающий производительность труда рост доходов населения, которые мы (из-за сужения возможностей) тратим в основном в стране. И мы получим картину слагаемых экономического роста.
Другое дело, каковы перспективы сохранения таких высоких темпов в 2025 году? Здесь все может быть не так радужно. Прежде всего, окончание спецоперации в Украине (или её «заморозка» в том или ином варианте) уже в краткосрочной перспективе приведет к «схлопыванию» спроса в России. Как следствие, конкуренция там обострится. Рентабельность продаж в России будет снижаться. Попытки же переориентировать поставки в Китай и другие страны Глобального Юга столкнутся с проблемой проведения платежей: несмотря на политическую поддержку, там «чтут» американский санкционный список. В любом случае, перестройка поставок потребует времени и средств, замедляя темпы роста промышленности, в которой за последние два года сложилась высокая расчетная база.
Сохранение санкций в отношении наших предприятий кажется мне более вероятным даже в случае завершения мирных переговоров по Украине в новом году. Если Россия и сможет добиться отмены санкций, в отношении Беларуси такого, скорее всего, не произойдет. В отношении нас санкции ЕС, к примеру, вводились путем изменения уже введенных до начала СВО. Значит, её прекращение не приведет к их отмене.
Запуска новых крупных производств, кроме завода холодильников в Барановичах, в наступившем году не ожидается. Особенно в условиях снижения всяческой инвестиционной активности, в т.ч. в виде поступления иностранных инвестиций на чистой основе, которые в большинстве случаев представляют собой реинвестированную прибыль иностранных собственников действующих белорусских предприятий.

В строительстве тоже следует ожидать замедления роста, т.к. для большинства граждан вряд ли доступна опция создать и владеть несколькими домами. Учитывая как снижение населения (в области в целом; город Брест, как и некоторые иные регионы области, по-прежнему прирастает жителями), так и численности занятых в экономике (это справедливо для всех), граждане будут все меньше начинать строительство либо вступать в организации собственников. Поддержать высокие темпы государство сможет за счет расширения строительства арендного и служебного жилья. Скорее всего, именно бюджетные возможности станут в 2025 году определяющими для показателей строительства.
Рост туристического потока, похоже, достигает максимума из-за предельных возможностей гостиниц и общепита их обслужить. Кроме того, рейсы в Москву пока не становятся ежедневными, несмотря на очевидный спрос. И дело тут скорее в том, что риску попасть под вторичные санкции (владелец брестского аэропорта РУП «Белаэронавигация» находится в санкционном списке ЕС и США) из-за полетов в наш город крупные российские авиаперевозчики, имеющие достаточно большой парк самолетов и международные рейсы, предпочтут иные направления. Выполняющая все полеты «Белавиа» имеет мало бортов. Настолько, что, когда два её самолета встали на техобслуживание, и компании потребовалось выполнить оплаченные чартерные рейсы, регулярные из Москвы в Гомель и Брест отменялись как минимум на две недели. Тем не менее, авиакомпания перераспределяет все больше своих самолетов в пользу региональных полетов, где их загрузка выше. Однако полностью закрыть все потребности регионов в ближайшее время она не сможет.

Проблему развития авиасообщения города может решить вывод аэропорта из-под санкций (например, путем превращения в филиал РУП «Национальный аэропорт «Минск» (который вне санкций), как это сталось с Могилевским и Оршанским аэропортами), и поставка новых российских или китайских самолетов. С первыми пока заминка – и в 2025-м МС-21, скорее всего, в серию не пойдет. Возрождающийся выпуск Ту-214 на Казанском авиазаводе предполагает строительство в новом году только 4 машин. В Комсомольске-на-Амуре идёт подготовка к началу испытаний двух опытных самолётов SSJ-100 c частичной и одного – с полной заменой импортных комплектующих. Сертификат типа на импортозамещённый самолёт по программе SSJ-New планируется получить только в декабре 2025 года.
А вторые (С919) сейчас имеют столько заказов на внутреннем рынке, что ранее 2029 года Китай их экспортировать не сможет. Кроме того, китайские авиастроители используют в данной модели европейские двигатели CNF, обслуживание которых всегда будет под угрозой санкций.
Впрочем, Брестчина имеет все шансы войти в гражданское авиастроение полноценным участием в проекте «Освей». Лёгкий многоцелевой 19-местный турбовинтовой самолёт ЛМС-192 «Освей» разрабатывается в рамках Комплексной межведомственной программы сотрудничества в области авиастроения с целью обеспечения безопасности и достижения технологического суверенитета России и Беларуси. Работу совместно ведут АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (Барановичи). Наш завод создаёт производственные мощности, а российская сторона обеспечивает размещение заказов на изготовление не менее 178 фюзеляжей и 50 % от общего количества самолётов, предусмотренных к поставке до 2030 года, но не менее 89 единиц. Самолет призван «возродить» малую гражданскую авиацию, но, по мнению ряда авиаэкспертов, прежде всего, на Крайнем Севере России и при обязательном субсидировании авиабилетов. В Беларуси именно последнее обстоятельство может вернуть некогда популярные авиарейсы из Бреста в Гродно, Столин или Могилев.

Возвращаясь к перспективам нового года. Прогноз по ВВП в целом по стране установлен на уровне 104,1 %, что потребует сохранения в Брестской области нынешних темпов роста ВРП. Они, в свою очередь, будут определяться работой промышленности, строительства, торговли и сферы услуг в целом. Задача с учетом сложившейся высокой расчетной базы и ожидаемых изменений условий действительно очень сложная.
Марк АЗИМОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.