Как правило, юридическая работа по конкретному уголовному делу имеет два основных этапа. Сначала проводится проверка материалов дела – устанавливается факт деяния и наступившие последствия. По результатам проверки возбуждается уголовное дело и начинается расследование. На него отводится два месяца. Однако следствие может закончиться и раньше, а может растянуться на более долгий срок. Следствие по факту дорожно-транспортного происшествия в Брестском районе заняло почти четырнадцать месяцев.
ДТП произошло еще 12 июля 2024 года. День был – пятница. На территории Брестского района вблизи деревни Братылово, что примерно в трех километрах от Бреста, работник предприятия по эксплуатации и содержанию автомобильных дорог был занят обустройством дороги. Он работал на самоходном автогрейдере ГС-14.02. Грейдер – машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта при постройке и ремонте дорог, гидротехнических сооружений и т. п. Техника трактороподобная, похожа на бульдозер, имеет массу около 13 тонн, способна развивать скорость вперед – 32,3 км/ч, назад – 12,6 км/ч. Видимо, завершив часть работ, около 13 часов 52-летний грейдерист начал выезжать со второстепенной дороги на основную H-455.
В это время по основной дороге, на которую выруливал грейдер, двигался микроавтобус «Мерседес Бенц». В нем под управлением 29-летнего главы семейства ехали пассажирами его жена и шестеро малолетних детей – старшему было восемь лет, младшему – 10 месяцев.
По правилам дорожного движения грейдер должен был уступить дорогу микроавтобусу. Обычно в это время на дороге местного значения H-455 Гутовичи-Збироги-Карабаны движение далеко не такое интенсивное, как, скажем, на «олимпийской» трассе. Возможно, грейдерист решил, что даже на минимальной скорости успеет выехать на свою полосу движения. Он вывел агрегат почти на середину проезжей части, и тут произошло столкновение. К счастью, не лобовое, иначе, скорее всего, последствия были бы трагическими. После удара о грейдер «Мерседес» съехал в левый по ходу движения кювет и перевернулся. Грейдер устоял.
Началась операция по спасению людей. По счастливому стечению не лучших обстоятельств в этом ДТП никто не погиб. Но серьезно пострадали четыре пассажира микроавтобуса: жена водителя и трое детей – пяти, трех и двух лет. Все они оперативно были доставлены в больницу, в реанимационное отделение. Признано, что пострадавшие получили тяжкие телесные повреждения – опасные для жизни травмы и повреждения лиц.
Казалось бы, причины и последствия происшествия очевидны. Однако в ходе изучения обстоятельств аварии и определения виновного лица были выявлены предпосылки, которые, возможно, способствовали совершению ДТП и усилили его тяжесть.
С одной стороны, автогрейдер выехал на работу с технически неисправными рулевым управлением, стояночной и рабочей тормозными системами. Эти неисправности имелись в нем задолго до дорожного происшествия.
С другой стороны, как мы знаем, детей в легковом транспорте надо перевозить в специальных креслах – детских удерживающих устройствах. Следственно-оперативная группа на месте происшествия установила: в микроавтобусе на шестерых малолетних детей имелось лишь одно детское удерживающее устройство.
С учетом выявленных обстоятельств аварию в Брестском районе как неоднозначное дорожно-транспортное происшествие взяли под непосредственный контроль Генеральная прокуратура и Следственный комитет Республики Беларусь.
В самом конце сентября главное надзорное ведомство страны сообщило, что уголовное дело по факту ДТП в Брестском районе 12 июля 2024 года направлено в суд. При этом отмечено, что следователь СК направил представление в адрес Министерства транспорта и коммуникаций с требованиями:
- исключить эксплуатацию транспортных средств предприятий с техническими неисправностями, при наличии которых их участие в дорожном движении запрещено;
- обеспечить расстановку средств организации дорожного движения в соответствии с техническими нормативами и правовыми актами. Почему? В процессе расследования установлено, что фактическая расстановка дорожных знаков на перекрестке, где было ДТП, не соответствует дислокации и требованиям СТБ, то есть государственного стандарта Республики Беларусь.
Дело передано в суд, водителю грейдера предъявлено обвинение по части 2 статьи 317 Уголовного кодекса за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. Вторая часть статьи трактует наказание в том случае, когда в результате деяния виновного случилась смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения. Наказание варьируется от исправительных работ до ограничения свободы или лишения свободы от двух до пяти лет.
Иван ОРЛОВ






Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.