В конце минувшего года 76-летний брестчанин, мастер резьбы по дереву, педагог Юрий Федорович Чернев Указом Президента РБ удостоен государственной награды — медали Франциска Скорины. А 6 февраля Юрий Федорович принимал почетных гостей: музей его работ «Комната сказок» в СШ № 11 посетили председатель облисполкома Петр Пархомчик и мэр Бреста Сергей Лободинский. Руководители области и города осмотрели экспозицию, а также обсудили перспективы издания альбома репродукций работ Юрия Чернева и возможности реализации других творческих проектов талантливого мастера.

Музей назвали «Комната сказок»
В «Комнату сказок» заходишь как в волшебный мир. Полное погружение. Справа от входа – одна из самых знаменитых работ Юрия Чернева – «Лукоморье», над этим горельефом мастер работал три с половиной года. Исходником для рельефной скульптуры послужила плита африканского красного дерева махагони. В глубоком горельефе с любовью отражено каждое пушкинское слово из вступления к «Руслану и Людмиле» – береговая линия лукоморья; кот, разгуливающий по цепи; дуб, в ветвях которого отдыхает русалка; серый волк и заключенная в темнице царевна, на крохотном личике которой ювелирно переданы прекрасные черты лица; злой колдун под облаками, захвативший в плен русского богатыря; и наконец, сам Александр Сергеевич, сидящий у корней дуба, записывает сказки лукоморского кота.
Тему «Лукоморья» продолжает цикл «Русские народные сказки» («Лесная сказка», «Царевна-лягушка», «Машенька и медведь», «Старичок-лесовичок», «Гуси-лебеди»).

В каждую сказку автор вносит какую-то свою творческую деталь. В работе «Царевна-лягушка», например, внимание зрителя привлекает ворон с недобрым взором – по задумке мастера, это и есть тот самый чародей, который заколдовал Василису Премудрую, и теперь караулит, не посмеет ли кто-нибудь ее освободить. Рядом – влюбленный лягушонок, успевший полюбить царевну-лягушку всем сердцем, глядящий на нее с грустью, словно понимая, что скоро придет другой суженый и заберет его ненаглядную.
Рассматривая детали каждой работы, поражаешься добросовестности и скрупулезности мастера: шестьдесят пять досконально отделанных крохотных воронов (только в одной картине!), миниатюрные камыши, парящие лебеди. Неподалеку еще один серьезный, в натуральную величину, ворон (спутник старичка-лесовичка) – у этого такой философский взгляд, что кажется, с ним прямо сейчас можно начать говорить за жизнь!..

Прекрасны и лиричны работы Чернева из цикла «Беловежская пуща» — разнообразные породы деревьев, листва которых, кажется, трепещет на ветру, мишки в сосновом бору ревут, а ручей журчит…

На почетном месте находится уголок, созданный мастером к юбилею Победы. Здесь и Вечный огонь, и неразорвавшийся снаряд, застрявший в стене – каким его увидел когда-то двенадцатилетний Юра. Аутентичны здесь лишь каски – русская и немецкая – и колокол памяти.
Рядом в вазе красуется букет тюльпанов – и мы были уверены, что они настоящие, пока не приблизились к ним на расстояние запаха. А пахнут-то они, оказывается, деревом! — и это тоже виртуозная работа мастера.

Своими руками вырезал Юрий Федорович и икону преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, – своего любимого святого.
Всего за время своей насыщенной трудовой биографии мастер изготовил более восьмисот работ. Конечно, «Комната сказок» вместить их не в состоянии. Да и разошлись они уже — подарками и экспонатами — по всему необъятному СССР, а некоторые и по земному шару! Многие работы Ю.Ф. Чернева находятся на экспозиции в белорусских сокровищницах: в музее истории Брестской крепости, в Брестском краеведческом музее и т.д. Многие из них можно увидеть в «Комнате сказок» на фотоснимках. Но и с учетом фотографий здесь представлено далеко не все творчество, а примерно около половины работ мастера.
Есть в «Комнате сказок» и своя библиотека – пять увесистых книг отзывов, вырезки с рецензиями на работы Чернева:
- «Спасибо за выставку. Это очень важно для воспитания подрастающего поколения».
- «Уважаемый Юрий Федорович! Спасибо за сказку, созданную из дерева. Желаем Вам дальнейших творческих успехов. Дарите радость детям и взрослым. Воспитательно-оздоровительное учреждение «Василёк».
- «Спасибо большое за картины, Юрий Федорович».
- «Юрий Федорович, Вы самый лучший!»
Мама скажет: «Сделай мне мишку»
Юрий Федорович, как Вы стали резчиком? Знаю, что Вы учились в студии Михаила Толмачева. Наверное, он разбудил в Вас художника?
– С детства я много рисовал, а в пять лет вырезал первый деревянный танк. Потом в 12 лет пошел в студию к Михаилу Сергеевичу Толмачеву. Он был удивительным учителем – никогда не ругал, всегда поддерживал, и вообще это был человек с золотым сердцем, да еще и красавец-богатырь, высокий сибиряк. Мы его очень любили. Но резьбе он меня не учил.

Моя дружба с деревом, как и рисование, началась тоже в 12 лет. Когда я однажды спросил у мамы, что подарить ей на день рождения, она сказала: «Сделай мне мишку». – «Как же я тебе его сделаю?» – «А ты выбери кусок дерева, возьми резец и попробуй вырезать», – предложила она. Я последовал маминому совету – и вот он мишка. С тех пор я почувствовал в дереве огромные возможности и стал заниматься резьбой регулярно. Это хобби переросло в увлечение всей моей жизни, а потом и в профессию.
- Дорогой Юра! Спасибо тебе огромное от души. Каждый раз, когда я бываю у тебя – для меня праздник. Праздник сказочный, праздник фантазии, праздник поэзии. Всё твое творчество – поэзия в дереве. А ведь я тебя давно знаю, около тридцати лет. Еще в детстве виден был в тебе этот неуемный живой интерес к искусству, удивление трудом художника, удивление чудесами живой природы. И постоянное желание что-то сделать самому, и постоянное неудовлетворение сделанным. Наверное, в этом главная причина расцвета твоего таланта. Потому что талант – это ведь не только то, чем одарила художника природа, а еще и труд без конца и края, труд вдохновенный. Ведь радость и счастье художника не только, и даже не столько в том, что он создал, но и в самом труде. Я рад и горд, что могу именоваться твоим первым учителем в области искусства. Хотя, честно говоря, резьбой по дереву я с тобой не занимался. Я рад за тебя! Рад, что ты находишь для себя радость в творчестве. И радость твоя, и счастье в творчестве не меньше, чем в детстве. А это залог того, что ты до конца жизни будешь приносить людям счастье общением с твоим искусством. Что же еще более важное может быть для художника? Я желаю тебе крепкого здоровья и неиссякаемого вдохновения на долгие годы. Как-то я говорил тебе (уже неоднократно!), что ты, Юра, молодец. Но ты трижды молодец за то, что занимаешься воспитанием маленьких художников в том самом Дворце пионеров, в котором занимался в изостудии когда-то сам! Если бы из многих моих бывших учеников вырос всего один такой художник, как ты, я мог бы считать, что прожил жизнь не напрасно. И я могу сейчас так сказать. Спасибо. Твой Михаил Сергеевич Толмачёв, 19 марта 1985 г. Из книги отзывов
Не поверила бы, что этого чудесного доброго мишку выточил 12-летний мальчишка, но вижу на нем подпись: «С днем рождения! Маме 45!». А медведь до сих пор как новенький, только уши немного пострадали.
А с ушами была история. Когда у маленького сына резались зубки и он плакал, я ему давал этого Потапыча, он его обнимет и грызет. Говорю ему: хоть всего съешь, только не плачь.
- «Спасибо Вам большое за прекрасные работы, у Вас золотые руки».
- «Уважаемый Юрий Федорович! Спасибо Вам за Ваш колоссальный труд, за творчество и огромный вклад в жизнь детей и любовь к творчеству».
- «Дорогой Юрий Федорович! Очень рад нашему знакомству. Решил лично посетить Вашу экспозицию, которую Вы делаете от души и своими руками. Отрадно, что это нашло свое отражение в передаче вашего творчества нашим детям. Желаю здоровья, счастья и семейного благополучия. Сергей Николаевич Лободинский»
- «Мне очень понравились Ваши работы: веселые, интересные, познавающие. Буду стараться навещать Ваш музей! Станислав»
- «Все очень красиво и реалистично. Больше всего понравились Баба Яга и кот Базилий, а еще война. И жаба, и мышка, и гномик. Анна, 2-й класс».
- «Юрий Федорович, Вы – талант. Это видно сразу. Участники педагогического феста».
Из книги отзывов
Откуда берутся «Золотые руки»?
Как создавалась одна из самых известных Ваших работ – «Оборона Брестской крепости»?
– Когда мне было двенадцать лет, я побывал в Брестской крепости на Госпитальном острове. В те годы это была запретная зона, но я прошел, перешел через мостик и словно воочию увидел, как начиналась война, как шли немцы, как оборонялись наши. В одной из стен торчала неразорвавшаяся авиационная бомба, и я словно запечатлел сердцем, как она летела, вонзилась в стену, но не взорвалась. Мне было 12 лет, когда я задумал эту картину. Работал над ней три с половиной года. Сегодня она находится в музее Брестской крепости.

Она настолько достоверна, что кажется документальной картиной.
– Эта работа действительно документальная. Ведь я делал ее с немецкой фотографии июля 1941 года. Каждый камешек с того трофейного фото воплощен в дереве. Но на той военной фотографии уже нет наших бойцов. А я ее оживил, вернул на нее наших солдат, ведущих бой.
И даже дым взрывов и канонада воплощены в дереве! Какими же ювелирными инструментами создана вся эта красота?
– Инструменты предельно простые. Вот они на витрине. Резцы, ножи и точило к ним. Точило, кстати, я сделал сам, и тоже в 12 лет. Мотор достал, конденсатор приладил, поставил на доску – и готово: с этой стороны полируешь, со второй – затачиваешь.

Какие Ваши работы были самыми трудными? И бывает ли брак в Вашем деле?
Над большими работами – «Лукоморье» и «Брестская крепость» я работал по три с половиной года. Они и были самыми трудозатратными: за 7 лет создал всего две картины. Брака у меня не бывает: делаю сразу начисто. Работаю долго, медленно, но без черновиков.
На момент работы над «Лукоморьем» Вы были помощником машиниста, работали на тепловозе. Как Вам удалось совмещать два таких сложных вида трудовой деятельности?
– Встану пораньше, и с шести утра до выхода на работу занимаюсь картиной, потом после работы – снова, и до полуночи, а в выходные целый день отводил творчеству. Если взялся за какую-то картину, то тружусь над ней уже без перерывов, пока не доведу до конца. И пока одну работу не закончу – ничего другого не делаю.

Сейчас подумалось: какое счастье, что у Вашего поколения не было смартфонов и социальных сетей…
– Вот именно! Я тоже размышлял, что человек, который привязан к гаджетам и социальным сетям, никогда в жизни никакой большой работы в личное время не сделает, потому что айфон сожрет его время и творческую энергию. Я на всю жизнь запомнил, как моей дочери купили компьютер, и я сел играть. Проиграл четыре часа подряд, интересно было. Но потом сказал: нет, больше не сяду. Потому что ощутил, что компьютерная игра абсолютно ничего не дает, но буквально съедает жизнь человека. Я за эти четыре часа мог бы столько сделать! А все ушло впустую.
- «Очень красиво и круто! Мне и другу особенно понравился медведь. 5 «Л».
- «Супер-классно! Слов не хватает, что про это все рассказать! Это искусство! 5 «Л».
- «Что за прелесть эти сказки. Это чудо из чудес. Низкий поклон и благодарность мастеру. Ожившее дерево в руках душевного талантливого художника. Спасибо за теплую обстановку, возможность прикоснуться к сказке, к детству, к тайнам души. Спасибо экскурсоводу за доброе отношение к детям, за интересный доступный рассказ. Здорово, что есть такая возможность. Спасибо тысячу раз. Ребята и учителя из школы д. Тельмы зарядились доброй энергией и с улыбкой и памятью в сердце и в отличном настроении сохранят всю доброту и красоту музея в душе».
Надо видеть дерево в глубину
С каким деревом Вы больше всего любите работать?
– С самыми разными породами. Какие-то подходящие куски находил на берегу Мухавца, что-то подбирал в лесу. «Лукоморье» делал из красного дерева. Деревянные тюльпаны – из липы. А вот эти стулья и стол, за которым мы беседуем, сработаны из канадского клена. Это весьма неподатливый материал, тверже дуба. Работать с ним очень тяжело, но зато он необычайно прочный. Когда я начал чистить спинку стула, обнаружил рисунок орла, созданный самой природой. Осталось только зачистить его, и украшение готово.

Одна учительница, которая приводила к Вам на экскурсию свой класс, потом рассказывала: «Шла сюда расстроенная, замученная, уставшая, и, если честно, так не хотелось мне идти в какой-то музей. А как пришла – ожила. Когда увидела всю эту красоту, снова захотелось жить, работать и творить». Наверное, в процессе творчества Вы и сами тоже испытываете особенную радость?
– Еще бы! Ты ведь воплощаешь в мир задуманное в сердце: сначала ничего нет, только деревянная колода, и вот постепенно из дерева выходят твои герои – сначала один, потом второй, третий. Как археолог или поисковик, я буквально «выкапываю» из дерева своих персонажей.

Мы с коллегами даже дискутировали, как Вам удалось создать эти сложнейшие работы технически… Быть может, сперва делается грубая заготовка всех слоев, а потом фрагменты обтачиваются, выявляются детали? Или уже в начале работы Вы четко представляете в голове весь план картины?
– Если работа большая, надо видеть дерево в глубину, другого пути нет. Рисовать разметку на дереве – не имеет смысла, потому она тут же будет срезана. Эскизов я тоже не делаю, работаю сразу набело.

Картина как бы выходит из дерева: вот гранату вырезал, а руки еще нет. Но вот показалась рука, потом волосы, лицо бойца. Постепенно солдат вырастает, затем вырезаю дерево у него за спиной, а за этим деревом – его товарищ стреляет. Режу, а по ощущениям – выкапываю солдатика из деревянной породы. И вот так вот оживает фотография, появляется деревянная картина.
Подарок Генсеку
Две работы Вы делали в подарок к юбилею Генерального секретаря Л.И. Брежнева. Страшно было?
– Конечно, страшно. Я не хотел делать, отказывался.
Как вообще на Вас вышли?
– Я поехал в Москву на Всесоюзную выставку самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Самодеятельные художники – Родине». Выставка проходила в Центральном выставочном зале в рамках первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся «Слава труду». Привез я на выставку свою любимую работу – «Лукоморье».
- «Большим вниманием посетителей выставки пользовались работы мастеров Брестской области. Неизменно толпились советские и зарубежные посетители выставки у сказочного панно помощника машиниста Брестского локомотивного депо 28-летнего Ю.Ф. Чернева. Удачный выбор материала – красное дерево, высочайшее профессиональное мастерство автора, огромный кропотливый труд дали достойные результаты. Без преувеличения можно сказать, что экспонат брестского умельца привлек к себе наибольшее внимание среди всех пяти тысяч экспонатов выставки». Областная газета «Заря», 14.7.1977
– На этой выставке меня и заметили, и заказали подарок к юбилею Генсека. Я отказывался, говорил, что это слишком высокая ответственность. Но мне сказали: «Юра, знаешь, есть такое слово: «надо». Надо, дорогой!». Обещали в свою очередь помочь решить проблемы – предоставить квартиру семье и мастерскую для работы. И слово сдержали. Попутно обеспечили материалом: привезли плиты красного дерева, можно сказать снабдили деревом на всю жизнь, так что, скорее всего, весь этот объем я и выработать не смогу.

Для Брежнева я выполнил картину-коллаж «Воспоминание». Работал тоже по фотографиям: дом, где он жил; металлургический институт, где учился; завод в Днепропетровске, на котором трудился. Потом подумал и добавил древнегреческого героя Прометея. Второй подарок руководителю страны ответственные лица выбрали из моих уже готовых работ на военную тематику, ведь в годы войны Брежнев был уже офицером, имел ранение, участвовал в освобождении Харьковской области, Новороссийска и Ужгорода. Подарки Генсеку я вез в Москву под охраной, в сопровождении милиционера.
После окончания работы меня премировали путевкой в Чехословакию – увидел и Марианские Лазни, и Карловы Вары – везде жил по неделе, отдохнул, посмотрел на социалистическую Европу.
Заказывали у Вас, наверное, подарки и другим государственным деятелям?
Помню работу к юбилею министра путей сообщения СССР Ивана Григорьевича Павловского. Когда закончил картину, нам выделили красивенный, отделанный деревом спецвагон, и мы с женой и сыном ехали в этом вагоне втроем – везли работу в Минск.
Оставили ее у брата министра, погуляли по белорусской столице, а вечером в том же роскошном вагоне вернулись в Брест. На этот раз с нами в город над Бугом ехали два генерала, очень душевно и весело с ними пообщались, делились воспоминаниями, шутили.
«Корочка», раскрывшая талант
На каком счастливом перекрестке жизни Вы решились получить педагогическое образование?
– Началось с того, что я начал преподавать студентам, вел факультатив в пединституте, и проректор Петр Никифорович Солохо, кандидат педагогических наук, буквально заставил меня поступить на филфак. Мне, честно говоря, не очень хотелось, но он сказал: Юра, ты талантливый человек, тебе надо учиться. Ты пойми, что тебе потом это понадобится. И я благодарен ему. Эта корочка действительно очень пригодилась – всю дальнейшую жизнь я работал учителем, и категория была самая высокая. Детям нравилось, и учеников всегда было очень много. И всю жизнь чувствовал себя на своем месте.
Расскажите про Ваших учеников. Наверное, в общей сложности Вы обучили резьбе по дереву несколько сотен человек.
– Да, я вел кружки во Дворце пионеров и в клубе «Ориентир». Работал и в школе педагогом-организатором. В кружок ходили мальчики и девочки разных возрастов – с четвертого класса по восьмой. В одной кружковой группе занималось по 12-20 человек. Сначала новички вырезали самое простое – танки, машинки, потом переходили к более сложным работам. Дети меня очень любили, я их никогда не ругал, только если начинали болтать, шикал. Потому что разговоры снижают внимание, а инструмент – острый.
Вы вот так спокойно упомянули, что инструмент острый и нужна осторожность. Это здоровый подход. А есть другой. Недавно друзья рассказали, что в их школе ученицам, по распоряжению директора, запретили работать на швейных машинках до исполнения 14 лет, «во избежание травматизма». Потому что одна из учениц, осваивая устройство, недавно повредила палец. Но ведь такие единичные случаи были всегда, и это не повод прекращать трудовое обучение школьников! И в советское время бывал травматизм на уроках труда, но на подобных неприятных происшествиях никто не заострял внимания. Травмы старались предотвращать, детей учили технике безопасности, даже, помню, пугали иногда, аптечку держали рядом на полке, но и учили всему, чему полагается учить на уроках труда, – и строгать, и шить, и горячие кастрюли переносить, и с любым инструментом управляться – воспитывали человека не только разумного, но и умелого.
– И у меня на занятиях, бывало, текла кровь. Хотя каждый урок начинался с инструктажа. Постоянно учил, что инструмент должен идти в противоположную сторону от руки. Рефреном повторял: «руку никогда не подставляй». Но все равно бывало – дети увлекались и резались. Но родители никогда не обижались на меня, понимали, что ребенок учится. А как научить без личного опыта, в том числе и без опыта ошибок и неудач? Но сегодня многое поменялось. Недавно я предложил одному директору открыть кружок резьбы, в ответ категорическое «нет»: «Порежутся, а мне потом отвечать». Хотя это инициатива родителей, и каждый написал бы о своем ребенке заявление, что «я, мама или папа, понимаю степень риска и беру на себя ответственность за соблюдение ребенком правил техники безопасности». Но директор ответил: «Нет, я не хочу, и без этого проблем хватает».
Очень жаль. Ведь подлинного творческого интеллекта без ручной умелости не бывает, и сегодня это уже научная аксиома. А те, кто утверждает, что «кому нужно строчить или строгать, догонят во взрослой жизни», либо наивны, либо лукавы. Ведь драгоценные сензитивные периоды по дифференциации мелких движений кисти открыты у девочек только в 9-10 и 12-13 лет! То есть, если девочка не начала обучение квалифицированным ручным умениям хотя бы в 13 лет, если до 14-ти не сделала ничего тонкого, филигранного, то сензитивный период в 14 лет закрывается, и настоящей мастерицей она уже никогда не станет, даже если позже приложит к этому много усилий. У мальчика тоже всего два сензитивных периода для становления ручного мастерства – 10-11 и 14-15 лет. В 16 лет сензитивное окно уже закрыто. Остается только совершенствовать уже имеющиеся навыки. Поэтому так важно трудовое обучение именно в средней школе, и именно в среднем звене. Наверстать упущенное время здесь, к сожалению, проблематично. В этом убеждены выдающиеся педагоги современности.
Так что если ссадин и порезов, у нас в школьных мастерских и в кабинетах труда больше не будет, то и умелых золотых рук – при таком подходе — тоже не видать нашему обществу, как своих ушей.
– Важно еще понимать, что, когда дети заняты реальным и интересным для них делом, они совершенно другие – послушные, славные, наблюдательные. Мы с учениками вместе лазили по лесам, собирали коряги и подходящий природный материал. Потом сушили. Ведь дерево сначала нужно хорошо высушить в тепле, хотя бы один год, и только потом с ним можно начинать работать. Если сразу взять в работу – влага из середины будет искать выхода – работа может лопнуть. Таким образом мы с учениками проходили весь полный цикл творчества – от сбора материала до готовой работы. Представьте, насколько это ценно для воспитания характера.

- «Уважаемый Юрий Федорович. Вы потрясающий сказочный волшебник. Спасибо Вам за сказку, которую Вы подарили нам, учащимся и учителям гимназии № 2 г. Бреста. Крепкого Вам здоровья, и надеемся увидеть еще Ваши новые работы».
- «По поручению членов магазина клуба «Прометей» 40 человек с вашего разрешения провели в вашей мастерской очередное заседание клуба «Прометей», посвященное 40-летию Великой Победы. Ваше искусство потрясло нас, заставило еще раз почувствовать, как прекрасен Ваш мир и как велик Ваш талант. Испытываешь чувство гордости, что Вы живете рядом с нами. Испытываешь чувство гордости за то, что Ваше искусство такое простое и доступное. Пусть Вашему таланту не мешает чужая зависть и непонимание. Пусть всегда с Вами будет счастье и здоровье. Ждем Ваших новых работ – источник наших размышлений. Мы, книголюбы, хотели бы сказать в Вашу честь слова Федора Глинки: «следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертный гений».
Оторваться от смартфона и компьютера
А я вот со страхом наблюдаю за той деградацией, которая происходит со школьными уроками труда. Мой сын-третьеклассник в сентябре принес с урока труда очередную поделку – поделка полностью сделана по черно-белым лекалам, содержание работы абсолютно примитивное – вырезать по лекалам куколку-мальчика, раскрасить и приклеить на подставку. Такие раньше в средней группе детского сада делали пятилетки. Я смотрела на эту бумажную куклу и чуть не плакала: мальчики в этом возрасте уже и дрова рубят, и блины жарят (пока, конечно же, под наблюдением родителей), а тут 45-минутный урок потратить на такую ерунду. Сын сказал, что сделал эту работу за 10 минут, а в остальное время дети смотрели мультики. Это что?! Незнание возрастных возможностей детей или профанация уроков труда? Учитель парировала, что у многих детей возникают проблемы и с такими простыми работами. Через некоторое время мы перевели нашего третьеклассника в другую школу, и, хотя дети там такие же – современные, обычные, не вундеркинды, но работы по рисованию и трудовому обучению – на порядок интереснее, сложнее и насыщеннее.
– Все дети в этом возрасте творческие и умелые, мозг пластичный, при должном обучении навыки быстро осваиваются и развиваются. И хочу подчеркнуть, что у всех детей руки растут из правильного места. Но очень важно, чтобы рядом был учитель, который бы наставлял, показывал, вдохновлял. В таких условиях каждый ребенок может стать мастером и освоить любое ремесло. Вот подходит школьник, показывает: «У меня деревяшка, что вырезать?». «А что ты хотел»? «Хотел бы зайчика». «Ну давай попробуем. Я тебе нарисую, смотри. Это оставим, а остальное убираем, вырезай». И вот он режет слой за слоем. Сам, без посторонних рук. А потом то же самое сделает уже сам!
Ни разу не было, чтобы Вы родителям сказали: этот ребенок неспособный, ему лучше не тратить время и заняться чем-то другим?
– Нет, такого не было и быть не могло.
- «Уважаемый Юрий Федорович! Восхищены Вашим талантом. Спасибо большое и низкий поклон за доставленное удовольствие. Никогда не видела такого чуда. Будем мечтать теперь, чтобы Ваши работы увидело как можно больше людей. Представляем, какое бы количество народа сходило бы на Вашу выставку в Москве. Приезжайте! Будем счастливы привезти на нее своих детей и внуков. Здоровья Вам и долгих лет. Москва.»
- «Восторжены! Это новый вид искусства. М. Комиссаров».
- «Я уже третий раз на выставке, и каждый раз что-то новое. Спасибо. Завидую ученикам СШ № 11 и всем брестчанам уникальной возможности получать творческое вдохновение. Комиссарова Т.П.»
- «Уважаемый Юрий Федорович, спасибо Вам за Ваши замечательные начинания по организации музея сказок. Вы и Ваше творчество являются национальным достоянием Белоруссии и всех людей на территории других государств Содружества. Комиссаров, Москва».
Юрий Федорович, сейчас над чем-то работаете?
– Сегодня у меня есть намерение напечатать книгу своих работ в хорошей цветопередаче, чтобы была и картина в целом, и какие-то интересные её фрагменты. Уже и название придумал: «Сказка деревянных картин». Почему я хочу, чтобы появилась такая книга: дети, которые никогда не были в «Комнате сказок», узнают, что есть такое ремесло, есть музей.
Когда ребенок это все увидит, у него глазки загорятся. Ему тоже захочется оторваться от смартфона или компьютера: «Папа, давай мы с тобой тоже такое сделаем!», и так мы спасем от гаджетов хотя бы кого-то, а может быть и многих. Спасем для творчества, для созидательной жизни, для интересного дела.
Беседовала Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.