Брестские музыканты Игорь Пашечко и Владимир Масловский отмечают юбилей. Родившиеся в один день с разницей в год, они ровно тридцать раз подряд празднуют свой день рождения вместе. Отсюда и круглая дата — 3:0. Формат торжества сложился сам собой – квартирник в кругу друзей. Уже не вспомнить, когда это началось, но двойной день рождения давно вышел на сцену. 30 лет совместной песни в группе «FLAT квартет» друзья отметят 2 мая в Брестском ОКЦ.

Звездные мальчики «Алфавита»
Ребята встретились подростками, когда учились в музыкальной студии Дворца культуры профсоюзов у Светланы Позняковой по классу фортепиано. Светлана Ивановна открыла многих музыкантов Бреста. Бывая на концертах своих учеников, она однажды сказала: «Может, я преподаватель средней руки, но у меня чутье на таланты».
Игорь и Вова были очень разными. Вова – серьезный парень, у которого любой инструмент начинал звучать с первого такта. По характеру – усидчивый, обстоятельный. А Пашечко любил пошалить, пропустить занятия – как в общеобразовательной школе, так и в музыкальной. Но какая-то природная харизма помогла ему вызвать симпатию Светланы Позняковой и посоветовать Игоря и Вову руководителю ансамбля «Алфавит» Виктору Васильевичу Васькову. В этот момент ансамбль полностью обновлялся. «Звезды», которых слушала молодежь Бреста, ушли в «большое плавание» – Павел Карпов, Дима Сосунов, и пришли новые музыканты – Александр Кривоносов, Виталий Жоглов, Олег Смирнов…
– Тогда Кривоносов собрал новую группу под названием «Варштат», – рассказывает Игорь Пашечко. – Ребята были немного постарше нас. Мы ходили на их репетиции, концерты. Они репетировали в маленьком актовом зале рабочего общежития на Советской Конституции. Нам казалось, они очень круто играли. Потом мы познакомились с ребятами, и я горжусь, что дружу со своими кумирами. Кстати, недавно попросил Сашу Кривоносова прислать видеозаписи тех лет. Качество ужасное, но все же слышно, видно. Эти концерты можно назвать крутыми даже с высоты нынешнего времени. Тексты, мысли, музыка, исполнение – классно! А ведь это была середина 90-х годов.

Рок-н-ролльная юность в подвале ДК
Игорь и Володя начали занятия в студии «Алфавита» – небольшом полуподвальном помещении ДК профсоюзов. И сразу столкнулись с удивительным: Виктор Васильевич Васьков никогда не говорил слово «должен». У него вообще не было никаких рамок. Можно было писать и исполнять свою музыку, делать аранжировки мировых хитов, петь и играть в любых жанрах и направлениях. Но он давал профессиональную базу, которая работает до сих пор. По признанию Игоря Пашечко, каждый раз, когда он берет микрофон, вспоминает рекомендации Васькова. Это происходит на иррациональном, подсознательном уровне.
Виктор Васильевич давал возможность заниматься в любимом подвале столько, сколько они хотели. Благодаря ему, у Пашечко и Масловского состоялась рок-н-ролльная юность, которая связала их жизни в тесный узел. В кругу друзей и, конечно, подруг каждый день они часами тусили в подвальчике ДК. Играли NIRVANA, «Чиж и Ко», «Чайф»… Иногда к ним спускались совершенно незнакомые люди – окно на улицу было постоянно открыто, и музыка привлекала «своих».
Изначально в их творческом «дуэте» собственную музыку начал сочинять Владимир. В дом попала толстенная книга из серии «Итоги века. Взгляд из России» — энциклопедическое издание на полторы тысячи страниц. И Вова задался целью найти в ней стихи, способные лечь на рок. И такие строчки нашлись – «Волки» Владимира Солоухина: «Мы – волки, И нас По сравненью с собаками Мало. Под грохот двустволки Год от году нас Убывало…» Поэзия классно легла на ритм, стало ясно, что Пашечко-Масловский и сами смогут писать песни. Первые авторские композиции репетировали у Вовы дома: пианино, акустическая гитара, барабанными палочками били по ковру. До сих пор помнят, как соседи были в восторге. Группу назвали звонко и поэтично — «СТПТЦ».
Драйвовая «Хата» в Германии
Их песни «выстрелили» на фестивале «Золотая осень», который придумали Александр Процевич и Стас Ребров. Команда Игоря и Владимира спела две песни — «Река» и «Три четверти», заняла 1-е место и в качестве награды получила право представлять Беларусь на рок-фестивале в Германии.

– Было страшно, но круто, – вспоминает Владимир Масловский. – Мы первый раз столкнулись с пресловутой немецкой аккуратностью. Нам прислали технический лист, где за каждым был закреплен куратор. Мы приехали без малого барабана, педалей и палочек, что обязательно должны были быть. Немцы сказали: не вопрос, сейчас решим. И все нашлось в течение двух минут. Выступать в кругу музыкантов со всего мира казалось непросто – приехали группы из Лондона, Парижа. Но не все показывали высокий класс, кто-то выступил и на уровне «детсада». Как-то стало сразу ясно: на Западе представление о роке вообще другое. Первую нашу композицию, написанную в трехчетвертном размере – кто-то ее обозвал «барокко-роком», – встретили глухим молчанием. А вторую, пожестче, мы написали на стихи Аркадия Кулешова «Я хаце абавязаны прапiскаю». «Хата» была драйвовая, и публике зашло.
В те годы с сольными концертами «СТПТЦ» практически не выступали: в Бресте на «большую сцену» вышли в гимназии № 2, средней школе № 10 и музыкальном колледже. Зато очень много играли в студии дворца, среди своих. Там и зародилась эта традиция: не разделять всех участников концерта на «зрителей» и «музыкантов» – все должны быть единым целым, все – друзья, пришедшие попеть и поиграть. Знали, что в Москве и Питере такие концерты называют квартирниками. С того времени атмосфера квартирника и стала для них главным форматом выступлений. Где бы ни играли – в баре, на площади, в концертном зале – Игорь Пашечко и Владимир Масловский старались эту атмосферу сохранять.
Музыка эмоций – в армии и театре
В армию друзей призвали вместе. И Пашечко-Масловский попали на военно-оркестровую службу пограничных войск – в оркестр Валерия Борисовича Коваля. Солдатами, а потом контрактниками, они выступали не только на классических военных мероприятиях – их приглашали и за пределы воинских частей. Аналога их жанровым экспериментам не было: парни выходили в погонах, аксельбантах, сначала пели на четыре голоса, а потом включался рок-н-ролл, и эти благообразные юноши начинали скакать, плясать, размахивая аксельбантами. Такое шоу принималось на ура на любом концерте, фестивале в любой части Беларуси и за рубежом.

А когда в их жизни закончилась военная служба, судьба круто завела друзей в театр. В середине нулевых в Брестском академическом театре драмы задумали ставить спектакль «Черный ангел с белыми крыльями» с живым звуком. Режиссер искал команду, и ему подсказали послушать группу Пашечко-Масловского. На тот момент они оба писали музыку и предложили для спектакля несколько треков. Но если военная служба, при всей лихости, всегда ставила рамки задач, то театр потребовал свободы. Свободы таланта. Главное – отразить настроение: боль, радость, грусть. Музыка эмоций – вот что нужно было театру.
– Спектакль с живым звуком открыл нам другую аудиторию, – признался Игорь Пашечко. – Театр дал второе дыхание, и мы стали больше писать. К нашей музыке добавились композиции моей сестры Иры, которая писала больше в джазовой манере, Коля Сумрач предлагал свои треки. Стала формироваться команда – четыре разных автора. Одним из самых ярких моментов этого времени стал иммерсивный спектакль «По обе стороны маски», где мы пытались в одном творческом проекте соединить разные направления искусства: фотографию, графику, гобелен, музыку и театр. Написали целый альбом: каждый персонаж раскрывался определенной музыкальной композицией. Актеры БАТД участвовали в нашем проекте, приходил посмотреть художественный руководитель театра Александр Александрович Козак.
Квартирник в день рождения
Снова всей командой на сцену БАТД вышли в спектакле «С первым снегом!». В проекте собрались Владимир Масловский, Ирина и Игорь Пашечко, Николай Сумрач. Написали музыку к спектаклю, а после сценического действия сделали постскриптум в баре театра – поиграть-попеть со зрителем песни из спектакля и другие «зимние» хиты. И это дало такой сумасшедший всплеск интереса, что команде пришлось искать имя. Появился «FLAT-квартет»: «флэт» (от английского «flat» — квартира) – вечеринка, тусовка на квартире.

«FLAT-квартет» стали приглашать повсюду: Брестский академический театр драмы, областная филармония, шале «Гринвуд», театр кукол… С 2020 года группа сделала 6 программ в формате квартирника. В их числе: «Кино. Музыка. Любовь» (песни из фильмов и сериалов), «Поп» (хиты 90-х–2000-х), «Ля-шансон»…
2 мая в ООКЦ «FLAT-квартет» выйдет на сцену с программой «Д.Р.У.З.Ь.Я». Заявлены авторские композиции и рок-хиты от 60-х до 2000-х. Будут петь песни The Beatles, Queen, «Король и шут», «Чиж и Ко», «Браво»…. Рядом с участниками группы выступят гости – PRANA, Юрий Харевич, Влад Филиппов, Александр Кривоносов, Евгений Шелест.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.