Профессия учителя музыки – особенная. Она требует не просто педагогических навыков, умения дать знания по своему предмету, но и творчества, причем не спонтанного, от случая к случаю, а каждодневного, ведь разбудить в ребенке спящий талант, зажечь в нем желание играть, или петь, или танцевать – задачка со звездочкой, в ее формуле есть и вдохновение, и постоянный труд, и талант.
Для Анны Михальчук музыка является не просто приятным фоном, как для большинства из нас, а стилем жизни. Неудивительно, ведь она шестой год работает учителем Жабинковской детской школы искусств. Весь день педагога расписан как по нотам – музыкальная литература, сольфеджио, хор, чтение нот с листа, вокал. Когда в глазах своих учеников она видит живой интерес, желание разобраться в нагромождении на нотном стане «бемолей», «диезов», нот со штилями и без – это придает работе нужное, профессиональное звучание.
Путь к Музе
– Музыка сопровождала меня с раннего детства, – вспоминает Анна Васильевна. – В нашей семье хорошо пела бабушка. Самые теплые воспоминания – как на печке зимой или на лавочке летним вечером пели с ней дуэтом народные песни. «У церкви стояла карета», «Ой, цветет калина» и многие другие в её исполнении звучали по-особенному душевно. Бабулечки уже нет с нами, но её звонкий и вместе с тем мягкий голос льется с видеозаписей…
Приятный тембр голоса, любовь к песне и абсолютный слух перешли внучке «по наследству». В Пружанской детской школе искусств им. Г.Р. Ширмы Анна изучала сольфеджио и музыкальную литературу, освоила азы дирижирования и научилась играть на фортепиано. Годы учебы в ДШИ были увлекательными, а профессионализм педагогов помог сориентироваться в выборе будущей работы.
Из школы – в школу
– Окунувшись в мир музыкального искусства, навсегда остаешься с ним. Жизнь становится пустой, если в ней не звучит музыка, – говорит Анна Васильевна.
Детская школа искусств в Пружанах стала первым этапом на пути в профессию, затем были Брестский государственный музыкальный колледж им. Г. Ширмы со специализацией «Дирижирование. Академический хор», БрГУ имени Пушкина по специальности «психология». А главной точкой на жизненной карте стала детская школа искусств в Жабинке.
– Коллектив встретил меня доброжелательно, преподаватели со стажем давали напутственные советы. Каждый предлагал помощь и поддержку, которая мне, как молодому специалисту, могла понадобиться. Мне хотелось понравиться деткам, произвести на них хорошее впечатление, зарекомендовать себя ответственным работником среди коллег, – вспоминает первое время работы сейчас уже опытный педагог. – За годы наша школа стала для меня вторым домом, вдохновением, близким другом.
А музыка звучит…
– Знакомство ребенка с музыкой начинается с первых дней его жизни. Сначала это колыбельные, детские песенки, затем – музыкальные занятия в детском саду и школе.
С шести-семи лет родители приводят детей в музыкальную школу. Далеко не каждый ребенок станет профессиональным музыкантом, достигнет высот в карьере. Но музыкальное образование дает ни с чем не сравнимый опыт результативного труда, не имеющего материального выражения. На мой взгляд, дети, которые любят и понимают музыку, умственно более развиты. Пребывая в музыкальной среде, ребенок получает разностороннее развитие, повышается его познавательная активность, совершенствуется интеллект, эмоциональная сфера. Занимаясь на музыкальных инструментах, человек приучается к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение. Дети порой воспринимают музыку лучше взрослых. И мы учим детей чувствовать красоту, которую дарит музыка, понимать её смысл, знакомим с произведениями выдающихся музыкантов, – считает Анна Михальчук.
Безусловно, настоящий педагог должен очень любить детей – тогда и работа будет в радость, и новые идеи появятся сами собой. Очень важно найти правильный подход к каждому ученику, раскрыть его способности, действуя тонко, не басовыми нотами авторитета, а прекрасной мелодией доброты и понимания. Самое главное в работе с детьми — это созвучие любви к музыке и маленькому человеку, способность педагога подобрать «ключик» к каждому ученику, чтобы наполнить его внутренний мир гармонией и красотой, научить общению, сопереживанию и дружбе, помочь раскрыться его талантам.
Таланты – на сцену!
В Жабинковской детской музыкальной школе Анна Васильевна работает с 2018 года учителем хоровых и музыкально-теоретических дисциплин. Самая лучшая награда для любого педагога – это, конечно, успехи и достижения учеников. Её хор «Весёлые нотки» не раз выступал на сцене районного Дома культуры, результативно принимал участие в областных и республиканских смотрах-конкурсах. За малый срок талантливый педагог смогла раскрыть талант у юных вокалисток Настеньки Троцевич, Марии Кобак, Виктории Кислой – девочки многократно завоёвывали награды лауреатов первой, второй и третьей степеней на очных и заочных международных конкурсах. В маленьких и больших успехах юных артистов присутствует невидимая частичка труда молодого учителя Анны Михальчук.
Да и сама педагог имеет пухлую папку благодарностей за подготовку юных талантов. Кстати, в этом году труд Анны Васильевны отмечен по достоинству – она удостоена звания «Учитель года»! Педагог уверена: ее музыкальную стезю выберут и сыновья. Младший, трёхлетний Алёшка, обожает вслушиваться в звуки фортепиано и распевать песни из мультфильмов, а старший Илья радует исполнением этюдов и увертюр на аккордеоне, имеет несколько наград на международных заочных конкурсах.
…Музыка – замечательное лекарство от неурядиц и стрессов, сопровождающих нашу жизнь. Педагог-музыкант счастлива от того, что может подарить людям красоту и возможность хоть ненадолго забыть о неудачах и проблемах.
Светлана КИСЛАЯ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.