
ЛИЧНО ПРИЧАСТНЫ
Дневной премьерный показ картины, снимавшейся летом и осенью в Брестской крепости и на железнодорожном вокзале, был проведен для целевой аудитории. Ее составили участники массовых сцен, заполнившие большой зал кинотеатра, приободренные своей причастностью к экранной магии. Когда перед началом показа ведущая попросила встать с мест тех, кто снимался, во весь рост поднялся почти весь зал.
Как сказал второй режиссер картины Сергей Савчук, поначалу съемочная группа сомневалась в том, что сможет за короткое время собрать в Бресте нужное количество людей для массовки. В итоге это успешно осуществилось, в некоторых сценах участвовало от 400 до 600 человек, за что от выступавшего достался низкий поклон всем, кто пришел на площадку.

Свое видеообращение к собравшимся прислал и режиссер фильма Владимир Машков, исполнивший роль старшины Степана Матвеевича. Он рассказал, как было важно проводить съемки именно в священных казематах крепости, как эти стены вдохновляли духом несломленных солдат. Большой артист Машков играет в фильме не самую главную роль, но очень значимую. Само его участие в ленте стало как бы цементирующим центром проекта, а его герой воспринимается символом силы и мудрости.
МОЩНЫЙ СТАРТ
Премьера фильма «В списках не значился» была обречена на успех. Вышедшая на экраны в канун грандиозного юбилея Победы, задействовавшая полутысячную «армию» массовки, знакомая своим содержанием по одноименной книге Бориса Васильева многочисленным читателям, картина прославилась еще и интригующим размахом ее постановочного процесса. Широко обсуждаемый бюджет этой постановки составил более миллиарда рублей.

Декорации к огнедышащим кадрам были созданы с истинно российским размахом: за 60 дней на площади в 42 000 кв. м в кинопарке «Москино» были воспроизведены узнаваемые фасады Цитадели — костела, солдатских казарм, Тереспольских ворот. И как потом эти объекты здорово «играли» в ходе съемок, как убедительно создавали для зрителя эффект полного присутствия в жесточайших боях!
Только главный герой повествования, молодой лейтенант Коля Плужников, добрался до места своей первой после учебы службы, едва уселся с новыми знакомыми пить чай за столом складского помещения, как в круглом отверстии на крыше крепостного каземата полыхнуло зарево начавшейся войны. Очень достоверно лента погружает в катастрофическое ощущение реальности этого момента: какая тонкая грань между этим застольным уютом и мгновенно изменившим ход вещей вызывающим огненным смерчем!
С этого момента надолго и правдоподобно на экране воцаряется хаос. Фильм подкупающе честен — никакого показательно-былинного героизма первых часов вражеского нашествия не представляется. Сразу в одно и то же время хаотично мечущиеся, падающие, пытающиеся стрелять, забивающиеся в щели развалин и ныряющие в песок, застигнутые врасплох бойцы не сразу осознали, каков расклад сил и что можно сделать. Раздавались обнадеживающие слухи, что вот-вот на выручку подойдет подкрепление наших, и главное — продержаться несколько часов до утра.

ВСПОМНИТЬ ПОИМЕННО
Подмога так и не пришла, приказа отступать не последовало, но постепенно бойцы смогли организоваться и вступать с неравными силами в перестрелку. Какая драма: на период вражеского нашествия в крепости оставалась лишь небольшая часть от ушедшего накануне за ее стены гарнизона! Потерпев ряд неудач и понеся большие потери, одна из уцелевших групп бойцов поддалась малодушию предателя Федорчука и решила изолироваться в укромном каземате. Возмущение этим трусливым поступком породило в Николае Плужникове командирскую волю, он смог поднять армейцев на продолжение борьбы. С этого момента в молодом офицере произошел перелом, сформировавший в нем настоящего, с большой буквы Солдата.
Бессмертный подвиг защитников крепости, уже десятки лет восхищавший потомков, в фильме обозначен чередой человеческих поступков. При этом, если картине на славу удались эффектные общие планы боевых действий, то показ персональных историй действующих лиц не стал сильной стороной экранного действа. Читавшие книгу зрители на все лады сожалеют, что рельефно описанные в повести товарищи Плужникова показаны в фильме весьма эпизодично, так что должного сопереживания за их судьбу у публики не возникло. А кто книгу не читал, тому и подавно непросто различить сложные сюжетные линии за одинаково закопченными лицами вскользь обозначенных бойцов.
А вот совершенно отдельную, несколько странную линию любовного романа Мирры и Коли, разыгранную в еле выносимой для жизни обстановке, в разрухе и соответствующих бытовых условиях, с беременностью и даже дежурной по современному кинематографу постельной сценой, как написала одна блогерша, «так и чесались руки быстрее перемотать».
ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ
Стоит отметить еще одного ключевого участника сражений — саму Брестскую крепость. Не получив воинского подкрепления, заложники внезапного нападения все-таки имели поддержку в виде великолепного устройства уникального крепостного комплекса. Несмотря на зверские бомбардировки врага и множественные разрушения, на долю обороняющихся людей еще оставалось немалое количество укрытий, лазеек, тайных переходов, складов с оружием и пищевыми заначками. В том числе благодаря этому можно было долго оставаться живыми неуловимыми мстителями для фашистов, не знакомых с «темным лесом» крепостных построек. Как нельзя более заслуженно наша Цитадель носит звание «Брестская крепость-герой».
При всех находках и упущениях, при грандиозном творческом порыве к взятию очередной высоты в военной тематике, при неоднозначном использовании повести Васильева есть в фильме безусловный штрих, оправдывающий лучшие ожидания от экранного искусства. Это его исполненный высокой патетики финал, когда выстроившаяся шеренга гитлеровцев отдает честь вышедшему из своего укрытия последнему крепостному воину Николаю Плужникову. Возможно, после слов героя «Крепость не пала, она истекла кровью, и я — ее последняя капля» немцы сделали это неожиданно для самих себя.
Тамара ГЛУЩЕНКО
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.