На встречу с представителями ГАИ, «Брестгортранса» и Транспортной инспекции, которая состоялась 8 февраля, пришло столько автоперевозчиков, что доброй половине собравшихся не хватило места в актовом зале – настолько важны и актуальны вопросы, которые обсуждались. А касались они требований Указа Президента Республики Беларусь № 32 от 25.01.2024 «Об автомобильных перевозках пассажиров», которые напрямую касаются тех, кто выполняет нерегулярные перевозки людей.

На ком доехать?
Каждому из нас случается ездить на такси, а то и вовсе на попутке, причем иногда это междугородний бус, заказывать автобус на свадьбу, на экскурсию – это и есть нерегулярные автоперевозки. Далеко не всегда их выполняет транспорт официальных организаций, нередко машины принадлежат частным лицам, предпринимателям, которые не заключают договор с оператором или госучреждением. Именно на таких «нелегалов» направлены новые нормы закона.
Казалось бы, кому есть дело, какая машина доставит меня на работу, на каком бусике я вернусь из командировки? Официальный перевозчик или не очень – лишь бы быстро. Да и подзаработать человеку не грех. Оказывается, так рассуждать в корне неправильно.
«Нелегалы» – бич пассажирских перевозок
Мало того, что они не платят налоги, так еще и создают нездоровую конкуренцию. К примеру, за считанные минуты до отправления рейсового автобуса или маршрутки «нелегал» увозит их потенциальных пассажиров по тому же маршруту. В результате законный перевозчик недополучает прибыль, казна – налоги. А жители деревень удивляются, почему сокращают сообщение по их популярному направлению? Но ведь у официального перевозчика маршрут не востребован.
Борьба с этим явлением ведется давно, а вскоре, возможно, будут приняты «драконовские» меры: не просто задерживать автомобиль незаконного перевозчика пассажиров, а конфисковывать.
Маршрутки не без аварий
Немаловажно и то, что «нелегалы» не проходят специального обучения и проверки транспорта, что создает дополнительные риски для безопасности людей и других участников дорожного движения. Пассажиры в таких машинах не имеют никаких гарантий в случае дорожного происшествия. А ДТП, по свидетельству ГАИ, и у пассажирских перевозчиков случаются, причем иногда с тяжелыми последствиями.
К счастью, резонансные аварии этой категории минули Брестчину, но все же происшествия и нарушения ПДД маршрутками в нашем регионе не редкость. Уже в этом году в областном центре на улице Брестских Дивизий подъезжавшую к обледеневшей остановке маршрутку занесло на тротуар, где находились пассажиры и пешеходы. В другом случае городская таксичка остановилась вне остановки на обочине, а когда начала трогаться, водитель не справился с управлением, и бус опрокинулся. По счастливой случайности никто не пострадал.
В целом же в 2023 году за нарушения ПДД было привлечено к административной ответственности почти 4,9 тыс. водителей такси, причем 17 из них управляли авто в нетрезвом состоянии, а 446 – проехали на красный сигнал светофора.
В реестр шагом марш!
Какие меры можно принять в ситуации с «нелегалами»? Для безопасности автоперевозок, обеспечения добросовестной конкуренции и повышения качества обслуживания решено создать реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. На встрече собравшимся автоперевозчикам была доведена информация об условиях регистрации в новый реестр. В него включат сведения о соответствующих автомобильных перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах.
Те, кто не зарегистрируется в реестре, окажутся вне закона в сфере пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении. Также было отмечено, что регистрация в реестре с 1 августа по 1 ноября будет бесплатной.
Кому не место в новом реестре?
Указ не касается международных пассажирских перевозок, но, конечно, обязателен не только для частников, но и для государственных перевозчиков. К примеру, если в автопарке несколько десятков автобусов, то лучше все внести в реестр, ведь никогда не знаешь, какой именно автобус завтра будет заказан для свадьбы или экскурсии, другими словами, для нерегулярной поездки.
За какие нарушения могут исключить из реестра или временно приостановить нахождение в нем со всеми вытекающими последствиями? Среди них – несоблюдение режима труда и отдыха водителей, поездка с выключенной программной кассой, нарушения налогового законодательства, выполнение регулярных рейсов под видом нерегулярного сообщения, для диспетчеров такси — передача заказов нелегальным перевозчикам и другие. Кроме того, в салоне транспортного средства для нерегулярных пассажироперевозок должна быть видеофиксация, а у водителя для отдельных категорий транспорта — стаж 2 года.
На все конкретные вопросы автоперевозчики на прошедшей встрече ответов не получили, но организаторы пообещали, что общение продолжится.
Сергей РЕКУЦ
Фото Брестский горисполком
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.