Диалоговая площадка «Кибербезопасность в банковской сфере: современные угрозы и методы их предотвращения» прошла в областной дирекции Белгазпромбанка. Она собрала представителей 16 банков, Брестского филиала РУП «Белпочта» и руководителей управлений по противодействую киберпреступности и уголовного розыска УВД Брестского облисполкома.
Приветственное слово на правах принимающей стороны взяла руководитель Брестской областной дирекции Белгазпромбанка Наталья Арцименя. Она отметила, что формат подобных мероприятий – новый во взаимодействии банковских структур, а проблемы, которые поднимаются на диалоговой площадке, касаются всей сферы в целом. Ведь ни один клиент ни одного банка не застрахован от посягательств мошенников.
«Задача нашего мероприятия – достучаться до каждого физического лица нашего города и области, донести ему, что ни банки, ни органы МВД никогда не позволяют себе общаться с людьми через мессенджеры (Viber, WhatsApp и др.). Сотрудники банков никогда не будут уточнять в мессенджере персональные данные клиентов, никогда не будут просить установить то или иное приложение. И если мы поможем людям осознать степень ответственности за свои финансы и свои действия, то тогда сможем сказать, что наша диалоговая площадка удалась», – отметила Наталья Арцименя.
Начальник отделения информации и общественных связей УВД Брестского облисполкома Наталия Милюкова акцентировала внимание на том, что люди, которые обращаются в милицию, как правило, уже стали жертвами мошенников и в той или иной форме потеряли свои сбережения. Правоохранительные органы, безусловно, выполняют свою работу, ищут злоумышленников, отслеживают цепочку переводов. Но чтобы не искать виновных, а предотвратить преступления, нужны слаженная работа милиции и банковских учреждений, а также определенные алгоритмы.
В качестве основных докладчиков значились начальник управления по противодействую киберпреступности УВД Андрей Глинский, начальник управления уголовного розыска УВД Андрей Христюк, а также директор департамента безопасности Белгазпромбанка Олег Жорначук. Но общая дискуссия получилась куда более вовлеченной. В частности, опытом противодействия мошенническим схемам поделился заведующий сектором информационной безопасности Беларусбанка Алексей Рабчук.
Андрей Глинский в качестве главного фактора, стимулирующего киберпреступников, назвал опережающие темпы освоения информационного пространства. «Уровень компьютерной грамотности населения сильно отстает от скорости внедрения технологий в повседневную жизнь. И большинство граждан очень формально относятся к защите и безопасности личной информации и цифрового имущества», – констатировал начальник УПК УВД. Андрей Глинский также добавил, что на протяжении последних лет правоохранителям удавалось добиться сокращения количества киберпреступлений в 2021 и 2022 годах, но за три месяца 2023-го наблюдается рост на 20% по отношению к прошлому году. А главной целью киберпреступников и мошенников стали не личная информация, а деньги. Андрей Глинский также рассказал участникам диалоговой площадки об основных видах киберпреступлений, схемах вывода средств со счетов жертв, а также выразил свое видение тех сфер ответственности банков, где можно усилить меры безопасности или профилактическую работу.
Андрей Христюк основной акцент сделал на мошенничествах, в которых фигурируют взятые в банках кредиты. «В этом году на территории области зарегистрировано 43 преступления от имени сотрудников банковских и правоохранительных органов, связанных с якобы подозрительными действиями на счетах граждан. Общая сумма ущерба превышает 230 тысяч рублей. Восемь преступлений относятся к категории тяжких: в каждом из них сумма ущерба превышает 250 базовых величин (9250 рублей). У жертв мошенников часто нет при себе таких средств, и злоумышленники вынуждают граждан идти в отделение банка, брать потребительский кредит и переводить деньги на указанные счета. Для выведения средств используются различные ресурсы и учреждения, и в последнее время мы все чаще отмечаем, что для этого используются и отделения «Белпочты». Пенсионерам тяжело работать с удаленной системой банковского обслуживания, поэтому мошенники вынуждают их посещать отделения почтовой связи и осуществлять крупные денежные переводы», – обозначил одну из ключевых проблем Андрей Христюк. Правоохранители выразили общее недоумение тем, что жители Брестчины, будучи в пенсионном возрасте, получают крупные кредиты сразу в нескольких банках, и общие суммы там превышают 10 тысяч рублей. При этом жертвы, живя на пенсию или очень маленькую зарплату, априори не могут исполнять обязательства по этим кредитам, но банки все же их выдают.
Олег Жорначук напомнил, что обязанность по возмещению кредитов, если они были взяты с соблюдением всех регламентных процедур банков, а также ответственность за совершение всех банковских переводов от своего имени лежит на плечах самих клиентов. «Поэтому задача Белгазпромбанка и всех банков в целом – повысить уровень самосознания наших клиентов. Мы до сих пор не смогли его переломить в том плане, что нельзя доверять звонкам и людям, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов или служб безопасности банков и просят предоставить им данные к счетам клиентов или взять кредит», – обозначил цели директор департамента безопасности.
Интересный факт привел в ходе своего доклада Андрей Христюк. Он отметил, что многие жертвы мошенников знали о таком виде преступлений, знали о подозрительных звонках в мессенджерах и т.д. Но телефонные и киберпреступники являются хорошими психологами. Людей переубеждают, иногда запугивают или даже шантажируют, и те идут на поводу у мошенников. «Это наносит ущерб репутации как правоохранительных органов, так и банковских учреждений. Люди не чувствуют себя в безопасности и теряют к нам доверие», – констатировал начальник уголовного розыска.
Вдогонку этому интересную мысль озвучил Алексей Рабчук. Он подтвердил тезисы правоохранителей в части осведомленности жертв и добавил: «Мошенники – хорошие психологи и действуют лучше, чем мы предупреждаем людей. На уловки мошенников попадаются даже сотрудники банков. Поэтому мы усилили работу на предупреждение подобных преступлений на стадии выдачи кредитов. Процесс можно притормозить, чтобы человек спустя сутки вышел из стадии «гипноза» и понял, что попал под влияние мошенников».
Вообще дискуссионная часть мероприятия получилась гораздо более эмоциональной. Представители банков делились своими тонкостями кредитных схем и мер безопасности, обсуждали возможные новации. Свои предложения вносили и представители УВД.
В частности, правоохранители призвали банкиров больше индивидуализировать подход к клиентам: тщательнее изучать мотивы взятия кредитов, проводить опрос на предмет подозрительных звонков и влияния третьих лиц, а также интересоваться у ближайших родственников или доверенных лиц ситуацией у кредитополучателя.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.