Пока в высоких
кабинетах размышляют о возможных перспективах швейной отрасли Беларуси,
брестские фирмы, специализирующиеся на обновлении гардероба соотечественников и
не только, пытаются найти выход из «продажного» тупика.
Производственно-торговый
тандем
С легкой руки
именно российских потребителей город над Бугом получил неофициальный статус
швейной столицы Беларуси. Случилось это как-то само собой лет 10 назад, когда в
Бресте стали появляться, словно грибы после дождя, фирмы и фирмочки по пошиву
одежды (в большинстве своем женской). На сегодняшний день в областном центре
насчитывается более 400 частных швейных производств.
Без ложной скромности
стоит напомнить, что в начале 2000-х, когда все только раскручивалось,
белорусский швейный «противовес» без особого напряжения победил наступление на
российский рынок турецко-китайского ширпотреба. Успех был обеспечен соблюдением
простых, как сама истина, правил. То, что предлагали брестчане, отличалось не
только привлекательной ценой, но еще качеством и стилем. Казалось,
производственно-торговый тандем, образовавшийся между нашими швейниками и
российскими оптовиками, будет успешно жить и процветать. Ведь «купцы» из ближних
российских регионов, можно сказать, делали на наших мастерицах иглы и нитки
неплохой капитал. Увы, ничто не вечно…
Директор одного
из частных предприятий, пожелавшая остаться инкогнито, уверена, что именно тот
быстрый успех и сыграл злую шутку с местными швейниками.
– Во-первых, в
начале 2000-х эта рыночная ниша была достаточно свободна для частного бизнеса. Увидев,
как кто-то очень быстро поднялся на швейном деле, многие подумали: а почему бы
и мне не попробовать? И производить одежду кинулись все, кто имел хоть какое-то
представление о данной сфере. Во-вторых, россияне тоже со временем смекнули,
что можно не только покупать в Беларуси, но и самим выпускать востребованный
товар. Вначале они открывали швейные производства здесь, сегодня занимаются
этим на своей территории. Нередко с привлечением наших же высококвалифицированных
кадров. В Россию едут и конструкторы-модельеры, и специалисты по обслуживанию
оборудования, и швеи. Вот и имеем то, что имеем, – вздыхает моя собеседница.
Дисбаланс
возможностей
Год прошедший
для брестских швейников на самом деле выдался не из легких. Значительно
снизились продажи. Как на отечественном рынке, так и в ближнем зарубежье.
Большинство руководителей фирм и компаний, занимающихся пошивом одежды в
Бресте, сетуют опять же на российскую составляющую своего бизнеса.
– По результатам
проведенного нами анализа виновато во всем снижение покупательской способности.
Это касается как белорусов, так и россиян. Около 50 процентов нашей продукции
реализуется в России, и нам очень заметны изменения на рынке соседей, – комментирует
ситуацию директор фирмы «Teffi style» Анастасия Казимирская.
Предприятие было создано в 2002 году, пиком
успешного сбыта стали 2006-2007 годы. Потом начался постепенный спад.
Надежда, директор
другой швейной фирмы с не менее солидным опытом в пошивочном бизнесе,
подтвердила, что проблемы пришли к брестским швейникам вместе с так называемым первым
мировым финансово-экономическим кризисом. Сегодня речь не идет о развитии
производства.
– Приходится
«сжиматься»… И штаты сокращать, и объемы.
Впрочем,
брестские швейники не намерены опускать руки. Кто-то просто надеется на лучшее:
у людей появятся деньги, и они вновь начнут покупать одежду, сшитую в городе
над Бугом. Другие, приняв к сведению, что по устаревшему лекалу бизнес не
вернуть к былым вершинам, готовы искать новые пути.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.