С именем Алексея Бражука коллектив ОАО «Брестмаш» связывает новый этап в развитии предприятия. Начав свой путь здесь главным инженером, через три года Алексей Анатольевич был назначен директором. За короткое время из небольшого предприятия с узкой специализацией команде Алексея Бражука удалось вывести объем производства на уровень 3 миллионов рублей в месяц, расширить линейку продукции и самое главное – осуществить амбициозный проект: выпуск современных автомобилей в Бресте.
Прирост товарной продукции с 2021 года, момента его назначения директором, по 2023 год составил 173 %, за прошлый год – 24 %. Рост объемов продаж и рост производительности обеспечил увеличение заработной платы. В минувшем году на предприятии четыре (!) раза поднимали зарплату.
Люди готовы были работать
Алексей Анатольевич Бражук родился и вырос в столице. Окончил Минский автомеханический техникум, Белорусский аграрно-технический университет. Позже получил диплом Академии управления при Президенте по специальности «Государственное управление и идеология».
Из управляющей компании МАЗ на ОАО «Брестмаш» новое руководство было направлено в 2018 году. В холдинге видели перспективу в брестском филиале и хотели поднять региональное производство на должную высоту. Молодой энергичный начальник цеха автомобильного завода Алексей Анатольевич Бражук и опытный управленец Василий Васильевич Кохович как нельзя лучше подходили для решения этой задачи: Бражук был назначен на должность главного инженера, Кохович стал директором завода.
Брестский машиностроительный завод в те годы производил комплектующие к газовым и электрическим плитам «Гефест», насосы для пищевой промышленности, комплектующие для МАЗа. 80 процентов объема производства давало партнерство с СП ОАО «Газоаппарат», доля Минского автозавода находилась на уровне 7 процентов. Вся продукция – для брестского и столичного предприятий – выпускалась в очень скромных количествах. В то время завод еле-еле зарабатывал в месяц 400 тысяч рублей.
– Первое, на что мы обратили внимание с Василием Васильевичем, «Брестмаш» сохранил коллектив, – вспоминает Алексей Бражук. – Надо отдать должное нашим людям, здесь была команда – опытные, подготовленные мастера. Мы видели: люди хотели работать на своем заводе, массовой утечки кадров не было. Нужны были управленческие решения, перестройка производства, укрепление экономики предприятия, чтобы дать людям достойную перспективу.
Объемы продукции выросли в разы
Новое руководство поставило целью увеличить объемы всех видов продукции, снизить ее себестоимость, пересмотреть ценообразование. Приоритетным в этой цепи стало производство. Линейка оборудования позволяла это сделать, несмотря на то, что некоторые станки были с советских времен. Однако требовалось обновление и расширение технического парка.
– Большую поддержку на первоначальном этапе брестскому предприятию оказала управляющая компания МАЗ, – рассказывает Алексей Анатольевич. – Были закуплены токарные, металлообрабатывающие станки, установка для лазерной резки – преимущественно белорусского производства. Часть оборудования поступила из Китая.
Средства управляющей компании МАЗ на первоначальном этапе становления позволили освоить новые детали, целые узлы «под ключ» для Минского автомобильного завода. Менялась структура производства. Если раньше предприятие более 80 процентов выпускаемой продукции поставляло «Газоаппарату», то теперь более половины деталей уходили на конвейер МАЗа. И это не означало, что партнерские связи с «Гефестом» сходили на нет – предприятие по-прежнему получало необходимые комплектующие. Просто объемы производимой продукции «Брестмаша» выросли в разы. И что примечательно: если на старте роста предприятия МАЗ вкладывал деньги в современные технологии, то вскоре на развитие брестчане стали зарабатывать сами.
– Сравните: в январе 2018-го выручка завода едва достигала 300 рублей, а за январь 2025-го мы получили 3 миллиона рублей, – с гордостью говорит Алексей Бражук. – Всего с 2021 года было закуплено 23 единицы нового оборудования.
Выпуск первого автомобиля
От новой дирекции завода «Брестмаш» МАЗ ожидал реализации крупномасштабного проекта – самостоятельной сборки автомобилей. Это была идея тогдашнего генерального директора МАЗа Дмитрия Степановича Катеринича – дать региональному заводу новое ключевое направление развития. Решение о производстве автомобилей было принято на заседании управляющей компании.
– Мы шли параллельными курсами. Поднимали в филиале то, что досталось нам в наследство, и обустраивали новый цех. От управляющей компании получили заем на реконструкцию здания и закупку оборудования. Его мы получили из Китая. Одновременно набирали слесарей, обучали. К нам приезжали представители китайской компании, два месяца вместе отрабатывали технологию. И уже через год, в 2019-м, «Брестмаш» выпустил первый автомобиль. Дальнейший ход событий показал, что этот проект стал верным решением, настоящим прорывным направлением, которое дало толчок всему производству, – рассказывает Алексей Бражук.
Сегодня ОАО «Брестмаш» полностью освоило технологию крупноузловой сборки и производит несколько моделей автомобилей: школьные пассажирские автобусы, специальные пассажирские бусы и грузопассажирские автомобили. При этом школьные автобусы отвечают специальным требованиям: оснащены детскими сиденьями, датчиками блокировки для безопасности, особым освещением. Специальные микроавтобусы для перевозки лиц с ограниченными возможностями имеют подъемники, крепления для фиксации коляски. Грузопассажирские автомобили соответствуют потребностям технических служб, когда специалисты выезжают на место вместе с оборудованием.
Продукция очень востребована
Вся продукция «Брестмаша» крайне востребована. Только Министерство образования ежегодно обновляет автомобильный парк, потому что его износ до недавнего времени составлял 87 процентов. В прошлом году заказ Минобразования составил 150 школьных автобусов. Регулярно поступают заказы от Министерства труда и соцзащиты.
ОАО «Брестмаш» способен выпускать 2 тысячи автомобилей в год. В минувшем году завод произвел 1480 автомобилей различного назначения. На 2025 год установлены планы с нарастающей динамикой – на уровне 155 процентов.
И прорывные технологии на этом не закончились. С 1 сентября 2024 года завод начал выпуск абсолютно новой продукции – силиконовых патрубков, применяемых в машиностроении для систем охлаждения и систем удаления выхлопных газов. Внедрению инновационного проекта предшествовал долгий путь по поиску партнеров, технологических линий, необходимого оборудования.
– Я полтора года ездил по Китаю, искал компанию для сотрудничества. Многие в КНР готовы выпускать для нас шланги, но делиться технологией не хотят, – рассказывает Алексей Анатольевич. – Когда нашел партнера, начался этап подготовки производства. Сегодня «Брестмаш» является единственным заводом в Беларуси, наладившим выпуск силиконовых патрубков, востребованных на многих заводах.
Механизмы управления отработаны
31 января Алексей Бражук работал директором ОАО «Брестмаш» последний день. Сейчас по решению Министерства промышленности он трудится на другом предприятии, а руководить брестским заводом придет другой человек. На предприятии, конечно, озабочены: с прежним руководителем были связаны многие планы коллектива.
– Дело не в директоре! – убежден Алексей Анатольевич. – На заводе продолжает работать эффективная команда инженерно-технических работников. Я сам формировал ее, когда стал руководителем, и сегодня у нас слаженный коллектив единомышленников. Все механизмы управления производством отработаны, для хорошего результата надо только контролировать и выполнять. Не столь важно, кто будет директором. Направления заданы, а с такой командой, какая работает на «Брестмаше», проблем не будет.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.