Ибо ничего стоящего у Николая Арселя и армады сценаристов не вышло. Экранизация одного из мировых бестселлеров получилась пресной и начисто перевирающей книжный цикл. А в планах — еще два фильма и сериал! Избавьте!
Как вы думаете, почему Джей-Джей Абрамс — более высокооплачиваемый режиссер, чем господин Николай Арсель? Может, потому что умеет вовремя понять, что задача ему не под силу? А коли так, то и пытаться не стоит, иначе рискуешь попасть под гнев критиков не меньше, чем враги Роланда Дискейна — под пули последнего Стрелка.
«Темную башню» критиковали уже по трейлерам за один простой факт: на роль Роланда выбрали темнокожего Идриса Эльбу! И дело тут не в расизме вовсе, а в нарушении канонов саги уже с первых секунд. Но полуторачасовое сидение в кинотеатре показало, что выбор в пользу Эльбы был далеко не главной промашкой продюсеров. Они просто наплевали на канон!
Нельзя семитомную сагу уместить в один фильм — собственно, этого и не пытались сделать. Заявили, что экранизируют пока лишь первую книгу серии — «Стрелок», которой, страшно подумать, уже 35 лет. А фильм по ней пытались снять последние лет десять. Не выходило. А то, что в итоге вышло, сложно назвать экранизацией. В русскоязычном прокате вышло кино «по мотивам» — и это более справедливо. Да и сам Стивен Кинг в разговоре с режиссером заметил: «Это не совсем мой роман, но это тот дух и тон. И я очень счастлив». Так что на этом в вопросе соответствия кино книгам можно ставить точку.
Но даже как отдельный фильм, «Темная башня» Арселя не воспринимается целостной. Да, здесь есть ключевые персонажи Кинга: стрелок Роланд Дискейн (Идрис Эльба), черный маг Уолтер (Мэттью Макконахи) и талантливый мальчик-телепат Джейк Чеймберз (Том Тейлор). Их, за исключением внешности Стрелка, сохранили довольно аутентичными, но при этом Роланд больше заморочен на мести Уолтеру, чем на спасении самой Темной башни. Да, собственно, и главный символ всей саги мы наблюдаем лишь тогда, когда темный маг пытается ее разрушить. А для чего, почему и как — пусть зритель, не читавший Кинга, сам догадается.
Мрак и философия оригинала в фильме остались, однако ожидаемого экшена созерцатели творения Арселя вряд ли дождутся в первом часе просмотра. Мастерство стрелка Роланд демонстрирует дважды: спасая Джейка от рук приспешников Уолтер в Срединном мире и убивая самого мага в Ключевом. А вот сцена с массовым расстрелом нечисти в Нью-Йоркском форпосте Уолтера смахивает на гнилое копирование «Матрицы»: при всех своих достоинствах Роланд Дискейн вовсе не бессмертный супергерой с фантастическими способностями. А вот Джейк, похоже, гораздо круче своей книжной версии, поскольку в фильме выживает, вопреки мраку саги Кинга. Потому что хэппи-энд. И сиквелы впереди.
Кстати, о «хэппи». Если уж фильм Арселя плевать хотел на каноны, то давайте признаем, что Идрис Эльба вполне справился с ролью по части актерской игры. Ему отлично удалось воплотить бредовый замысел сценариста, представивший Роланда перед зрителем бесчувственным и самовлюбленным типом. Роль Стрелка изначально хотели отдать именно Макконахи, но Мэттью был столь же крут в образе злодея — манерного, жестокого, хладнокровного. Добро, как водится, победило зло, однако ненависти к магу почему-то не возникало все полтора часа. Ну, хоть на плохую актерскую игру не посетуешь. И неважно, темнокожий у Арселя Стрелок или нет.
А вот жанровый кризис заметен отчетливо. Если книжная «Темная башня» — гремучая смесь фэнтэзи, ужасов и научной фантастики, то киноверсия прыгает из жанра в жанр: то постапокалиптика, то фэнтэзи, то фильм-катастрофа, то мотивы кровной мести и семейной драмы проскакивают. Единого духа нет — и вряд ли стоит рассчитывать на его появление в следующих частях, которые уже анонсированы «Sony». Несмотря на полный провал первой.
Такие фильмы, говоря словами самого Стрелка, нужно убивать сердцем.
ПЛЮСЫ
- три главных персонажа достойно отыграли свои партии;
- после просмотра вам захочется почитать Кинга;
- фильм длится чуть более 90 минут.
МИНУСЫ
- полное пренебрежение канонами, духом и стилем Стивена Кинга;
- отсутствие в фильме с названием «Темная башня» хоть какого-то символизма самой Темной башни;
- совершенно куцая вселенная миров вокруг башни;
- отсутствие экшена и присутствие невнятной философии на протяжении большей части фильма;
- главгад смотрится выигрышнее главгероя по части мотивации;
- главгаду иногда начинаешь симпатизировать.
Сеансы фильма «Темная башня» в большом и малом зале к/т «Беларусь», а также в к/т «Мир»
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.