Его история началась в 1963 году, когда при Брестском драматическом театре создали группу «кукольников» – для работы с детьми. Это был небольшой коллектив, в основном, неоперившаяся молодежь, которую под крыло взяли актеры драмы. Труд образования нового театра взял на себя Л. Волчецкий. Спустя 20 лет в областной газете он вспоминал: «Группа самодеятельных актеров-энтузиастов с примитивными куклами от случая к случаю давали в школах спектакль «Чудесная сила», несмотря на пока еще невысокий художественны уровень, спектакль вызывал живой интерес у детей».

Статус профессионального Брестский театр кукол получил в 1968 году и был отделен от драматического, но репетиции и некоторые спектакли по-прежнему проходили в стенах БАТД, тогда – театра драмы и музыки. У истоков нового дела стоял режиссер Александр Серегин. В 1975-м самостоятельная труппа впервые обрела сцену на улице Ленина, 56, и новый сезон открыла спектаклем «Часы с кукушкой».
Подарок города театру был не случайным – труппа начала показывать стремительный творческий рост. В 72-м в Бресте был поставлен спектакль в тенденциях, только появившихся на сцене театров кукол СССР: в постановке «Заколдованный колодец» актеры вышли из-за ширмы. С удивлением зрители увидели кукол и актеров на сцене вместе.
Свыше тридцати лет театр возглавлял директор-художественный руководитель, заслуженный деятель культуры РБ Михаил Шавель. По его инициативе в 1996 году театр выступил одним из основателей и организаторов ежегодного Международного театрального фестиваля «Белая Вежа», где дважды завоевывал Гран-при .
Брестский театр кукол стали узнавать, приглашать на международные фестивали. Признанный факт: Брестский театр кукол стал первопроходцем, который представлял белорусское кукольное искусство за границей. Наша труппа первой среди кукольных театров Беларуси показала свое искусство в Германии (Берлин, 1993 г.), Франции и на сцене театра имени С.В. Образцова в Москве (1995 г.).







С середины 90-х Брестский театр кукол знали практически во всех европейских странах – приглашения для участия в фестивалях и других творческих форумах поступали с завидным постоянством. И брестская труппа удивляла, восхищала, заставляла плакать и смеяться целый мир. В 2006 и 2010 годах БТК получил два Гран-при Всемирного фестиваля театров кукол в Праге, диплом «Лучший спектакль» (среди 102 коллективов) на фестивале кукольных театров в Китае в 2012 году. В 2016-м со спектаклем для взрослых «Фро» по повести Андрея Платонова Брестский театр стал лауреатом Национальной театральной премии Беларуси.

С 2015 года директором БТК стала Тамара Павлюкович. Тамара Ивановна в 2019 году принимала новое здание театра после реконструкции. Теперь, по признанию профессионалов, Брестский театр кукол можно считать одним из самых лучших храмов Мельпомены (без лишней высокопарности) в Европе и на постсоветском пространстве.
Архитектор Валерий Кескевич создал образ незабываемого сказочного дворца, но, что еще важнее, театр оборудован современной техникой, необычной сценой, которые дают простор самой смелой режиссерской мысли. Знаковую роль для развития театра кукол сыграли режиссеры Александр Серегин, Виктория Козлова, Анатолий Шкилёнок, Сергей Юркевич, Олег Жюгжда, Юрий Сарычев, Алексей Лелявский, Руслан Кудашов.

В канун празднований юбилея встречаемся с Тамарой Ивановной ПАВЛЮКОВИЧ, чтобы узнать, что она думает
О ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕАТРА КУКОЛ
– Стереотип «петрушка-ширма-перчатка» остался в первой половине XX века. Театр кукол сегодня серьезно изменился. Изменилось его главное назначение – он больше не театр для детей в чистом виде. Это – сложный вид искусства, некоторые эксперты называют его «перформансом» на сцене. Сегодня это синтез драмы, анимации, хореографии, изобразительного искусства…





Актер театра кукол вышел к зрителю уже во второй половине прошлого века. Публике открыли тайну «черного кабинета». И эта догадка – открыться зрителю – перевернула представление о театре кукол. Он получил невероятные формы общения с публикой. Иногда самые откровенные вещи невозможно исполнить с живым актером, и в этом преимущество театра кукол перед драматическим театром. Ведь кукла все стерпит. И сможет передать такие сокровенные чувства, которые вызовут ответные эмоции зрителя на самом глубинном уровне.
ОБ АКТЕРЕ-КУКОЛЬНИКЕ
– Актер театра кукол – это «синтетический» творческий человек. Сегодня он должен быть полноценным драматическим актером: на сцене он поет, танцует, но он умеет больше – работать с предметом, куклой. Это очень сложно – незаметно для зрителя оживить предмет на сцене, сделать так, чтобы неживая кукла передавала линию движения реального человека.
Для меня высший пилотаж актера театра кукол демонстрируют наши артисты в спектакле «Луна Сальери». Это фантастика – игра Моцарта на фортепиано. Чтобы добиться правдоподобности движений музыканта-виртуоза, гения, с одной куклой одновременно работают 3 актера. Это очень сложно, этого можно добиться, только блестяще владея профессией.





Когда появляются молодые специалисты или актеры без специального образования кукольника не так легко их интегрировать в наш театр, нужно много поработать. Чтобы стать профессиональным актером театра кукол, необходимо время на приобретение опыта.
О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
– Многие думают, что современного человека, пусть даже маленького, трудно удивить – мол, гаджеты далеко ушли вперед от возможностей театра. Это заблуждение. Гаджеты не дают ощущения волшебства. А театр это ощущение дает. Должен давать. Сегодня существует множество материалов, которые позволяют создавать захватывающе красивые эффекты. Но в театре они не могут играть роль «просто красивого предмета», они должны вызывать раздумья, переживания.





У нас сделаны удивительные куклы в премьерном спектакле «Дикие лебеди». Художник Владимир Ткаченко, работая над этим спектаклем, образовал театральную группу, в которой у него время от времени появлялся фотоотчет о создании кукол в его руках. Сначала из дерева возникали заготовки головок, потом – тела; в процессе доставали специальную глину, потом все герои спектакля были одеты – каждый костюмчик с подкладкой, на рукавах оборочки. Фотоотчеты Владимира Ткаченко стали будто свидетельством рождения куклы – как самостоятельное художественное произведение.
Когда мы ведем переговоры перед постановкой спектакля с режиссером, особенно – приглашенным, сразу говорим, что у нас есть редкая возможность использования люков-провалов на сцене, применения подъемников. Это вызывает восхищение профессионалов, потому что они знают: если что-то возникает на сцене «из-под земли», дети пищат. Такой эффект активно используется в нашем спектакле «Сказка о царе Салтане».
О ТРЕНДЕ НА АУТЕНТИЧНОСТЬ
– Буквально на днях на фестиваль в Чебоксары поехал наш спектакль «Як Аленка ведзьму перамагла» на белорусском языке по мотивам белорусских народных сказок. И я уже получила сообщение от актеров: постановка понравилась и профессионалам, и детскому зрителю. Конечно, спектакль очень красив, технически сложный, и его успех на фестивале – это еще один аргумент в пользу национального.
Сейчас в общемировом театральном процессе четко прослеживается тренд на национальное, аутентичное. Наверное, в глобализированном мире людям хочется больше узнавать особенности, которые отличают нас друг от друга. Быть непохожим – это важно, это интересно.
О ВКУСАХ ПОКОЛЕНИЯ «АЛЬФА»
– Аудитория маленького зрителя меняется. Да, они стали другими. Мы с ними говорим на серьезные темы, о жизненных ситуациях, которые, возможно, причиняют боль. Недавно наш театр получил диплом за патриотическое воспитание в связи с постановкой «Жизнь», режиссер Денис Казачук. Спектакль рассчитан на детей от шести лет. Быть может, тема войны покажется слишком далекой от безоблачного детства сегодняшнего поколения. Но надо видеть, как дети прикованы к происходящему на сцене.





«Жизнь», как и все детские спектакли, интерактивный. Ребята живо переживают за деда, оставшегося на оккупированной территории. Когда главный герой падает, сраженный, ребята вскакивают с мест, кричат «Вставай, вставай!». Так что в этом смысле с новым поколением все хорошо, оно включается в действие, сопереживает. После спектакля мы обсуждаем эту историю и точно знаем: она трогает наших детей как история их прадедушек-прабабушек, близкая история народа.
Многие думают, что нынешнее поколение хочет видеть на сцене героев из гаджетов или современных мультиков – фиксиков, миньонов… На самом деле, поверьте, в традиционный театр дети приходят за традиционным искусством. Это не только мое наблюдение, об этом говорят театральные эксперты. Мы видим, что классические сюжеты «Золушка», «Красная Шапочка» «Дикие лебеди» – востребованные истории.
Существует теория, объясняющая приверженность ребенка к классике. Сказки о Золушке или Русалочке любила его мама, бабушка. Сюжеты в рассказах, быть может, отрывках из сказок передаются из поколения в поколение, изменяется только их режиссерская интерпретация. У ребенка на подсознательном уровне есть потребность в стабильности, которую удовлетворяет именно эта традиция. Поэтому мы приняли решение к Новому году поставить классическую тему «12 месяцев», где добро традиционно побеждает зло. Эту работу будет делать известный в Бресте режиссер Дмитрий Нуянзин.
ОБ УДОВОЛЬСТВИИ В ИСКУССТВЕ
– Считается, чтобы театр оставался «живым», он должен попадать в зрителя, быть актуальным. Как нащупать этот «попадание»? Это очень и очень сложно. Как руководителю, мне порой хотелось бы увидеть что-нибудь простое, «продаваемое», а у режиссера – свое видение, ему необходимо самовыражаться. Мы понимаем, что искусство – это не только про удовольствие, это про эмоции, которые не всегда положительные. Если мы будем лишь услаждать зрителя, он про себя ничего нового не узнает. Нам важно нащупать такие точки, чтобы человек пришел в театр, узнал себя и в себе разобрался. Понимал, что в своих сомнениях, терзаниях он не один, эти эмоции – проявление времени.
Тем не менее, мне кажется, что репертуар Брестского театра кукол сегодня активно взял крен на серьезность. А люди во все времена хотят видеть умную, добрую комедию. Это жанр, который не уходит из репертуарных театров. Пока не буду говорить, на каком материале мы остановились, нужно обсуждать с режиссером. Но уверена, что новая постановка заинтересует брестчан. Кстати, я опасалась, что у нас будет пустовать зал на премьере «Вишневого сада» в постановке Дениса Казачука. Премьерный показ назначен на 16 июля, воскресенье. Думала, у многих все летние выходные расписаны: речка-пляж, загородный отдых. Но по тому, как интересуются зрители премьерой, могу утверждать: зал не будет пустым.
О ТЕАТРЕ КАК ЦЕНТРЕ ПРИТЯЖЕНИЯ

– С обретением нового уникального здания мы надеялись в стенах театра кукол создать настоящий центр притяжения культуры Бреста. И постоянно ищем формы реализации этой идеи. Сегодня развиваем направление бэби-театр. По проекту нашего строения здесь задуманы 3 кафе. Но сложилось так, что сегодня трудно привлечь хотя бы одного арендатора для подобных заведений в стенах театра.
Чтобы метры не простаивали, одно из помещений оборудовали под игровую детскую комнату. Это театральное пространство для самых маленьких. Сначала мы с ними здесь играем, потом показываем спектакль. Недавно поставили «Теремок» – зрители, они же участники театрального действа, получали бараночки, орешки. Если касса выставляет билеты на спектакль в детскую комнату, они расходятся молниеносно.
В стенах театра создана театральная студия, в которой созданы различные направления – вокальное, хореографическое, творческого развития (изобразительное искусство, лепка), цирковое с элементами воздушной гимнастики. Всего в театральной студии занимаются около 300 человек.
Очень важно, что эти ребята имеют возможность близко прикоснуться к театру. Мы предоставляем для их постановок и концертов зрительный зал. Они выходят на настоящую сцену, где профессиональные свет, звук, где в красивом партере им аплодируют родители, друзья. Даже если в будущем эти дети не свяжут жизнь со сценой, они будут благодарными зрителями, смогут отличать искусство от дешевой поделки.
Редакция «Вечернего Бреста» поздравляет коллектив Брестского театра кукол с юбилеем. Вы создаете честный, открытый, современный театр. Место, где человек может узнать о себе что-то новое – что он умеет сопереживать, желать справедливости, ценить красивое. Ваши лучшие спектакли заслуженно вызывали слезы и восхищение публики разных стран и народов. Держите планку! Желаем признания профессионалов и теплой любви зрителя.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.