Режиссер Алиса Ермак-Залевская свои работы выстраивает не совсем по канонам кукольного театра, а как мультик – таков ее своеобразный творческий почерк. С учетом того, что «театр – искусство объемное», в ее спектаклях все детали – живые. Собственно, как в детстве. Разве мы не верили, что деревья умеют нас слышать, луна – носить на руках, а звезды – читать мысли?
– С художником Ольгой Мельник-Малаховой, с которой сотрудничали на спектакле «Перелетные», при постановке «Аленки» мы вдохновлялись идеей вертепа, – рассказывает Алиса Ермак-Залевская. – Хотелось сделать многоуровневую декорацию. Все сказочное нашло отражение в колодце: дно (нечисть), центральный слой (земля, люди) и верхний слой – купола, добро. Графические цветы, на фоне которых разворачивается история, – это лента в вертепе, которая традиционна для белорусского театра.
Сюжет детской истории прост: несчастная сиротка Аленка узнает, что у нее есть два брата, которые не вернулись из боя с Драконом. Но девочка чувствует, что братья живы, и отправляется на их поиски. По закону жанра, на пути к счастью возникает злая и страшная ведьма. История, рассказанная в белорусской народной сказке, весьма схематична для современного ребенка. Поэтому знакомить юных белорусов с народным творчеством пришлось множественными визуальными эффектами. Видеоряд в «Аленке» стал самостоятельным «рассказчиком» и отдельным «сюжетом», который перенес историю в XXI век.


Очень вкусно сделан сон Аленки – будто иллюстрация сна, когда легко исчезающая акварель передает чувства. Поначалу колышутся камышовые ветки – девочка засыпает. На сцену опускается занавес, появляются множественные звезды, одна из них – огромная – зажигается теплыми мелкими огнями, которые переметаются на месяц… И вот уже Аленка поднимается в небо, где так здорово летать и мечтать.
Дети в зале смотрели на это чудо завороженные, а сегодняшних тинейджеров удивить очень сложно. «Вау», – выдохнули ребята почти что хором, когда на сцене стал сгущаться лес – огромные голые лапы веток сходились в густую черноту. И уж совсем волшебство-волшебство проявилось в финале: в специальном свете на костюмах героев проявился светящийся рисунок – узнаваемый национальный орнамент: птицы, ветки, листочки. Мысль создателей была такова: если у тебя все плохо и выхода нет, обратись к своим корням – они обязательно прорастут светом.
В спектакле много юмора в деталях: бесконечно потешают публику собака Лыска и конь Сивка. Особую линию держит музыка. Действие начинается в оригинальной версии ВИА «Песняры» песни «Ой, рана на Йвана». А далее в исполнении актрисы Татьяны Сихварт звучит композиция молодого минского композитора Яна Клопоцкого. Это необычное сочетание современной гитарной музыки с ярко выраженными белорусскими мотивами. С Яном Клопоцким Алиса Ермак познакомилась на одной из столичных выставок – педагог по контрабасу признался, что пишет музыку не профессионально, для себя. Удивительно, что мелодии для брестской «Аленки» он сделал безвозмездно – как подарок искусству.

В спектакле заняты: Татьяна Сихварт, Руслана Соколова, Олег Киргинцев, Владимир Тевосян, Илья Галыгин, Андрей Полянский.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.