Главная площадка фестиваля «Белая Вежа», Брестский академический театр драмы, «начищена» до блеска. Обновлена как внешне, так и по содержанию. Впервые после 1995 года, в год окончания реконструкции театра, на новый уровень переведено все световое и звуковое оборудование. Признаться, 28 лет назад в обновленном областном театре звуко- и светотехника была «номер один» в республике. Тогда в Бресте поставили аппараты Tesla с новейшей для того времени Dolby-системой, заставляющей звук «ходить по кругу». Но спустя четверть века аппаратура потребовала скачка к цифровым технологиям.
«Цифра» для спецэффектов
Свет к фестивалю заменен на 90 процентов. Если раньше работали ламповые приборы, то теперь их заменили светодиодные, цифровые. Резко изменилась «механика» цвета. Прежде в приборы вставляли фильтры, чтобы добиться нужного оттенка. Сейчас все оттенки заложены в программу. Спектр цвета – практически бесконечный: белый холодный, белый теплый, белый рассеянный.
Появились динамичные приборы – «головы», как по-простому их называют светотехники. Помимо того, что с их помощью луч может «бегать» по сцене, есть возможность встраивать рисунки – зритель видит, как из направленного луча света вдруг появляются цветы или бабочки, звезды… Новая техника позволяет преобразовать невероятные выдумки творцов в фантазийные спецэффекты.

Новый звук – это уважение к зрителю. Во-первых, звучание получило объем и редкостную чистоту; кроме этого, звук покрывает весь зрительный зал. В каждом уголке – будь то VIP-места в партере или дешевые кресла на балконе – везде в помещении театральный звук будет одинаковым. Отныне свет и звук в БАТД – не только театральный, но и позволяет проводить концерты музыкальных исполнителей любого жанра и уровня звездности.
Зритель «Белой Вежи». Директор Брестской областной дирекции ОАО «Белгазпромбанк» Наталья Арцименя:

— Для меня «Белая Вежа» — это, прежде всего, театральный праздник. Это знаковое мероприятие для Брестчины. Второго культурного проекта такого уровня, по-моему, нет пока в Брестской области, и в масштабах республики трудно найти подобный форум. Международный фестиваль дает возможность увидеть развитие культуры разных стран, общемировой процесс формирования современного театра. Для меня важно, что составители программы фестиваля каждый год непременно привозят такой спектакль, который способен всколыхнуть душу, согреть сердце и изменить ход мыслей, заставить посмотреть на действительность иначе.
Самым запоминающимся форумом стал юбилейный, двадцать пятый, в 2021 году. В рамках этого фестиваля наш банк открывал выставку из корпоративной коллекции под названием «Путь к сцене». Были представлены произведения Фердинанда Рущица, Дмитрия Стеллецкого, Савелия Сорина и других художников Парижской школы, биография которых связана с Беларусью. Помню, как мы волновались.
Яркий след в памяти за последние 10 лет оставили спектакли… прежде всего, «Паўлінка» (2021 год) и «Ревизор» (2018) Национального академического театра им. Я. Купалы. «Паўлінка» — это своеобразный театральный код Беларуси. Было приятно, что спектакль включили в программу фестиваля и брестский зритель получил возможность увидеть его в своем городе, не выезжая в столицу. Очень впечатлила постановка Национального академического театра имени А.М. Горького «Проделки Ханумы», которая была показана в 2014 году.
В нынешнем сезоне взяла билет на спектакль «горьковского» театра – «Граф Монте-Кристо», которым открывается «Белая Вежа». Хочется увидеть нестандартное прочтение известного литературного материала. Читала, что это рок-опера – необычный жанр для белорусского театра.
Мне импонирует, что организаторы «Белой Вежи» каждый год стараются расширить рамки фестиваля. На его площадках проходят концерты, выставки. Привлечение иных видов искусства на театральный форум делают его богаче. В нынешнем году будет ряд фестивальных «квартирников». Это интересно.
Цифровые технологии помогут театрам-участникам фестиваля быстро подготовиться к выходу на сцену. Иные спектакли требуют большой работы технической службы принимающей стороны. Раньше в таких случаях монтаж декораций начинали задолго до зари. Теперь в ночных бдениях необходимость отпала.
Однако брестчане предупреждены: спектакль Белорусского академического театра юного зрителя (Минск) «Пиковая дама» имеет очень сложное световое решение: постановка предполагает более 100 различных световых сцен. 8 часов монтировки декораций попросили гости из Новосибирского драматического театра «Старый дом» — дают спектакль «Головлевы». Тот, кто видел работы Сергея Федотова, знает приверженность режиссера развернутой картине места действия. Десятиметровая фура с декорациями к «Головлевым» прибыла за несколько дней до старта «Белой Вежи» и дожидается выхода драмы вечером в субботу.

Единственный спектакль, который начнут монтировать накануне показа – рок-опера «Граф Монте-Кристо» Национального академического драматического театра имени М. Горького (Минск). Чтобы доставить зрителям удовольствие, в Брест едут 70 человек – представителей труппы. Впервые для выступления на «Белой Веже» театру понадобились 20 микрофонов, и все – индивидуальные.
О «Монте-Кристо» горьковского пресса отзывалась весьма лестно: «В технологическом смысле постановка поднимает белорусский театр на новую высоту. Еще никогда мы не видели на драматической сцене столь виртуозного единства света, звука, хореографии, такую стремительную смену декораций и столь органичное сочетание массовых сцен и сольных номеров».
Зритель «Белой Вежи». Брестский облисполком
В облисполкоме 125 работающих членов профсоюза, и мы стараемся, чтобы каждый получил хотя бы один билет на «Белую Вежу», — говорит председатель профкома Юлия Ханчук. – В нашем коллективе любят и ждут фестиваль. Когда публикуется афиша, все тщательно изучают аннотации к спектаклям, выбирают постановку, которую хотели бы увидеть. В этом году фаворитами нашего коллектива стали спектакли «Граф Монте-Кристо» «горьковского» театра, «Сцены из мертвого дома» в постановке театра-фестиваля «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга, «На дне» труппы из Нижнего Новгорода.
Был интерес к детским спектаклям – прежде всего «Умная собачка Соня» Белорусского государственного театра кукол и «Квак и Жаб» — постановки из Словении. Интересно, что коллектив у нас разновозрастный, и, казалось бы, старшее поколение должно тяготеть к классике, а молодежь — к авангардным постановкам. Но такой закономерности нет. Люди постарше часто интересуются экспериментальным искусством, а те, кто молод, — хрестоматийными произведениями в классическом прочтении.
Буфет претендует на ар-деко
Этот неизменный атрибут театральных анекдотов тоже обновился к «Белой Веже-2023». Приятный бонус международного форума. Помещение на первом этаже БАТД превратилось в некий парадный зал: белые стены, где классическую симметрию сбивают плафоны, способные поддержать интерьер ар-деко. Диваны красного бархата в сочетании с лаконичными, почти террасными стульями придают помещению легкости. В глубине бара оборудована небольшая сцена – для традиционных «квартирников», собирающих аншлаги, и других форм общения со зрителем. Говорят, режиссеры и актеры театра придумывают множество сценических форматов, которые без ущерба для искусства можно переместить со сцены в театральный бар.

Новшество бара – предзаказ. На фестивале (и впредь) в баре можно будет заказать напитки и закуски для приятного времяпрепровождения в антракте. Схема проста: оплачиваешь перед спектаклем «столик», и в антракте направляешься не в очередь, а прямиком к заказу. Меню бара обещается самым разнообразным. Кроме привычных кофе-чай с канапе появятся роллини с начинками, киш куриный со спаржей, чебуреки и даже салат «Оливье» в тарталетках. Барный зал способен принять всех зрителей, пришедших на спектакль, — более 100 человек.
Зритель «Белой Вежи». Татьяна Бурдь, заместитель главного врача Брестской областной клинической больницы:

— С 1998 года хожу на спектакли «Белой Вежи». Одно из самых ярких впечатлений фестивалей прошлых лет – балет «Дон Кихот». Для меня «Белая Вежа» — возможность напитаться энергией театра. В театр ходят зачем? За эмоциями. «Белая Вежа» дает эти эмоции, и они очень разные, благодаря спектаклям театров разных стран мира. В этом году буду смотреть фестивальные работы через день: взяла билеты на постановки «Осенний марафон», «Василий Теркин», «451 градус по Фаренгейту» и другие.
Четыре года я работала в Министерстве здравоохранения в Минске. Там напротив нашего офиса – Белорусский музыкальный театр, и рядом Театр киноактера. В музыкальный ходила каждую пятницу. Вернулась в Брест, и открыла для себя новые работы театра драмы. Меня потрясла постановка «Цена удовольствия».
«Белая Вежа»: Огневое шоу и парад «квартирников»
8 сентября в 21.00 на площадке перед парадным входом БАТД будет много огня. Коллектив оригинального жанра REY SHOW представит масштабную огненно-пиротехническую постановку. Кроме этого, во время фестиваля в уютном дворе театра пройдут несколько «квартирников». 11 сентября в 21.00 обещается одновременно душевное и брутальное «квартирное» шоу – «Мужские песни». Мировые и отечественные хиты в стиле поп, рок, романс и т.д. с пометкой 18+ от Юрия Харевича, Александра Крутикова, Николая Сурмача.
«Квартирники» не предполагают рассадку зрителей по местам – публика будет рассаживаться там, где получится. По традиции «квартирник» — это музыка, напитки и закуски. «Второе» и «третье» будет представлено на столиках, расположенных в зеленой зоне дворика БАТД.

Парад «квартирников» продолжится и в другие дни фестиваля. 13 сентября в 21.00 — сольный концерт певицы PRANA: инди-рок, кавер-версии и авторские композиции с «философским подтекстом». На следующий день, 14 сентября, в 20.00 – «симфонический квартирник» с участием VIOLIN TRIO (скрипки, виолончель), Ирины Пашечко (вокал), Николая Сурмача (гитара). Публика «дворика» услышит любимые инструментальные композиции, прозвучавшие в мировых и отечественных киношедеврах, песни и стихи кино. Заключительный концерт «квартирников» состоится 15 сентября в 20.30 – Виталий Ополько и THE BAND с мировыми и отечественными хитами. Обещают танцы.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.