Погода меняет всё, но не может изменить джаз и его атмосферу, его способность выражать мысли и не навязывать их никому. В этом еще раз убедились несколько сот зрителей в зале Брестского ООКЦ вечером во вторник на концерте выдающейся джазовой певицы из США Сигги Дэвис.
Ее стиль, как отметил во время представления маэстро белорусского джаза, основатель джаз-клуба в Минске и дипломант Национальной комиссии ЮНЕСКО Евгений Владимиров, это «progressive jazz», синтезирующий призыв и голос африканского народа на новом тогда для человечества континенте. Это энергия жизнелюбия и право на ошибку. Ты в джазе – ты в движении, так сказали в толпе, где, к слову, был замечен и коллекционер пластинок еще 70-х художник-график Лев Алимов.
Босые ноги, как у Сезарии Эворы, стиль, харизма, драйв – всё у Сигги было на высоте. Смена костюма после антракта, новый заход на подмостки с иным эмоциональным подтекстом, импровизации и голосовые, и танцевальные – всё это давало брестской публике знать: перед нами мировая звезда. Жаль только, что для полноты образных переливов в ООКЦ нет рояля, лучше двух. Музыканты выдавали свои соло на позаимствованном электрооргане. Это не в упрек.
Надо отдать должное группе – это и тенор-саксофоны Алекс Кравчук и Андрей Клещев, и ударник Александр Сапега, и бас-гитарист Игорь Сацевич, и перкуссист Сергей Александров. Приятной ноткой ко второму отделению стал выход самого Евгения Владимирова с тромбоном, как в «Бриллиантовой руке». Поверьте, ценители, два тенор-сакса и тромбон на одной сцене в одной композиции оставили не меньшее впечатление, чем европейская версия оркестра Глена Миллера, бывавшая у нас в том же зале лет 5 назад.
После концерта удалось спросить у Евгения, был ли его выход на сцену полной импровизацией. Ответ: «Джаз – самое непредсказуемое из искусств. Все джазмены умеют играть партитуры классики и знают Моцарта и Шопена. Разница в том, что ошибка в одной ноте классического произведения – это преступление. А джаз позволяет ошибаться и быть при этом великим. Я вышел на сцену, поскольку был воодушевлен приемом брестской публики и отчасти хотел отыграться и за то, что концерт Сигги Дэвис не прошел в формате «на открытом воздухе» в дворике филармонии, как изначально задумывалось. Этого не позволили предсказанные погодные условия, хотя в итоге ничего драматичного вечером во вторнике в Бресте не случилось».
Мы услышали и «Караван», и «Остров в океане», и большое множество тем, где гений музыканта опережает свойства разума обычного человека. Да и публика у джаза, как замечено, более утонченная, чем даже у классической оперы. Брестчане не уронили эту репутацию, которая укрепляется за ними уже чуть не десятый год.
Областной центр продолжает стремиться к репутации самого джазового города страны и готовится принимать очередные концерты от Евгения Владимирова, ближайший из которых в субботу, 28 сентября. На «главное блюдо» претендует визит французского саксофониста. И хочется верить, погода будет не удивлять, а радовать теплым осенним дождем. Ведь под него так хочется слушать хороший джаз!
Аркадий РОМАНОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.