Пока в Бресте проходили Балтийские игры, брестчане — словно бы взамен — активно изучали эту самую Балтику. В нескромной группе нашего тура, помимо автора этих строк, были еще и школьники из Баранович и Микашевич, так что земли Эстонии, Швеции и Финляндии мы топтали активно. Экскурсионные туры по Балтике регулярно организует эстонская фирма «VR Lines». Желающих посетить три страны за пару дней набралось немало — со всей Беларуси. Повод был у каждого свой: кто-то традиционно ехал отдохнуть с семьей, кто-то просто открывал для себя Скандинавию.
Корреспондент «Вечерки» отправился в свой первый морской поход. За три дня нам предстояло посетить три столицы — Таллин, Стокгольм и Хельсинки. Рассказать о них в рамках одного материала архисложно, равно как и познать все тонкости их нравов за один день. Но кое-что автор строк всё же услышал, увидел, записал и сфотографировал.
Таллин: 400 евро после 65 лет
Тур начинался в Таллине, и первым делом местный гид Владимир, по профессии учитель русского языка, познакомил нас с местной статистикой. Средняя зарплата эстонцев — 1200 евро. Учителя получают около тысячи, врачи — полторы. Цены в Таллине чуть выше белорусских, общественный транспорт для жителей столицы полностью бесплатный, как и образование в университетах. Последнее, правда, с условием: студенты в обязательном порядке должны знать литературный эстонский язык, в котором иногда путаются даже коренные жители.
*
Эстонцев, как и белорусов, нынче заботит пенсионный вопрос. У них также проводят реформу, и сейчас на пенсию выходят в 63 (мужчины) и 61 (женщины) год. А за пару лет возрастной ценз вырастет до 65 лет для обоих полов. Пенсии в Эстонии — около 400 евро, военные и моряки могут получать до тысячи. Если доживут, конечно.
Мы попали в Таллин аккурат на фестиваль музыки, и на Певческом поле все готовилось к очередному вечеру. Днем ранее здесь выступала популярная певица Ёлка и, говорят, собрала аншлаг. В том, что эстонцы — очень музыкальный народ, пришлось не раз убедиться чуть позже, во время экскурсии по Старому городу. Уличные музыканты добросовестно отрабатывают свой хлеб, играя композиции на профессиональном уровне.
*
Любителям велодвижения интересно будет знать, что в Таллине велосипедисты гоняют по выделенным на проезжей полосе велодорожкам. Конфликтов с пешеходами нет, а перед автомобилями у велика есть приоритет. К слову, такой же приоритет есть и в Швеции с Финляндией, правда, там и обязанностей больше. Например, обязателен велошлем. И велодорожки проложены отдельно от дорог и тротуаров.
Предвкушая паромные переправы, мы не могли не посетить памятник «Эстонии», трагически затонувшей сентябрьской ночью 1994 года. По поводу этой трагедии у самих эстонцев мнения разделены до сих пор: от несчастного случая до теории заговора. Однако памятник парому трудно назвать святым местом — даже его своими вандальными надписями умудрились испоганить местные граффитисты.
*
В старом Таллине жизнь кипит только днем. Сюда водят толпы туристов, здесь расположены многие магазины, в том числе — старейшие марципановые лавки и аптеки в Европе. Но ночью Старый город буквально вымирает. Цена жилья здесь очень высока — от 2500 евро за квадратный метр, потому эстонцы в этом районе практически не живут. Многочисленные посольства и магазины ночью, конечно же, закрыты, и потому узкие улочки озаряются лишь светом небольших фонарей.
Недалеко от морского терминала «А» автор этих строк обнаружил и еще одно советское наследие — старый и полузаброшенный концертный зал. Картинка была бы будто из Чернобыля, кабы знающие эстонцы не наслаждались отсюда, с верхотуры монолита, шикарными видами на морскую гавань. Но в самом зале сегодня вместо сотен концертов пустота. Лишь на задней площадке есть вертолетная стоянка и небольшое кафе.
Стокгольм: шведская семья не разводится
Шведская столица безумно дорога. Здесь даже не надо статистики по зарплатам и пенсиям — разница в уровне жизни видна на каждом шагу. В Швеции и Стокгольме большую роль играют частные инвестиции, и деньги, как правило, расходуются с большим умом в любой сфере жизни. Жилье в элитных районах столицы стоит колоссальных денег, но даже ваши миллионы не помогут, если хоть один из потенциальных соседей будет против вашего заселения в дом или квартиру — таковы нравы. Может, поэтому соседских конфликтов у шведов как бы не существует? А понятие шведской семьи тут появилось неспроста — гораздо дешевле привести в дом вторую жену или мужа, чем оформить развод с первой половинкой. Для нас это кажется дикостью, а для шведов это нормальное соблюдение человеческих и социальных прав.
Если вы не были в музее одного корабля — музее «Васа», то рискуете там не побывать никогда. Монументальный галеон — позор и триумф шведской нации, ставший основой для огромного музея, сегодня рискует исчезнуть. Дереву, из которого построен корабль, скоро стукнет четыре столетия. Несмотря на все мыслимые способы консервации, материал разрушается. Сегодня шведы бьют тревогу настолько, что готовы присудить Нобелевскую премию тому, кто изобретет новый вариант деревоконсерванта. А тем временем история «Васы» по-прежнему пробирает до мурашек, особенно когда смотришь на корабль вблизи.
*
Вторая точка нашего назначения — Королевский дворец Стокгольма — едва не сорвалась из-за… теракта! Стоило нашей группе прийти на площадь в ожидании гида, как территорию тут же оцепила шведская армия. Хмурые, но вежливые и спокойные парни в форме на чистом английском попросили покинуть площадь и быстро обнесли ограждением подозрительную сумку прямо в ее центре.
К счастью, никакой бомбы в ней не оказалось — свой «скарб» забыл один из туристов, который спешно вернулся за сумкой и, объяснив все военным, спокойно ретировался. Всю ситуацию «разрулили» минут за десять, без лишнего шума, вызова саперов и различных административных процедур. Нашим правоохранителям стоит поучиться.
*
В Королевский дворец мы все-таки попали — и довольно удачно. В этот день король Карл Густав XVI отсутствовал, так что туристам были открыты многие залы и комнаты, в том числе — старейший в Европе действующий трон. Посидеть на нем, разумеется, никто бы не дал, а любые попытки перейти за ограждение закончились бы печально: штрафы в Швеции поистине драконовские, а за проступки в отношении королевской семьи можно угодить и в тюрьму.
Пока часть нашей группы изучала королевскую колыбель, другая часть активно изучала сам Стокгольм. Парк аттракционов, расположенный совсем неподалеку, дает Бресту тысячу очков форы. А метрополитен Стокгольма — само по себе произведение искусства, рядом с которым могут встать немногие творения техногения человека. К посещению данные объекты обязательны!
Хельсинки: госслужащие в рясах
Финны — самый близкий нам скандинавский народ по своему менталитету. В истории было несколько черных пятен между страной Суоми и страной Советов или Российской империей, но, в целом, именно славяне помогли финнам избавиться от шведского деспотизма и заявить о своей независимости. Потому нет ничего удивительного в том, что на главной площади Хельсинки — Сенатской — по-прежнему стоит памятник Александру II, а известные русские личности отмечены по всей Финляндии.
Отдельных слов заслужила архитектура Хельсинки. Здесь можно встретить все известные стили, от готики до хай-тека, но главную изюминку финской столице подарила природа. Хельсинки фактически стоит на гранитной плите. И чтобы построить новый дом, часто приходится буквально взрывать горную породу. При этом город утопает в деревьях и зелени, как Брест в 80-90-е годы. При этом исторический центр города весь покрыт такой же исторической брусчаткой. Шанс сломать здесь ногу нашим туристкам, предпочитающим высокие шпильки, весьма высок.
*
Финны — не самый религиозный народ, среди населения преобладают лютеране и православные — две государственные церкви. Слово «государственные» стоит понимать буквально, поскольку церковь находится под влиянием финского законодательства, а священники являются фактически госслужащими, получают за это зарплату и могут иметь другую работу. Наряду с историческими храмами, которые нельзя назвать скромными, в церквях-новоделах финны используют принцип минимализма. «Богу не нужны наше золото и серебро, ему нужна вера», — так считает местное население.
Прямо на берегу гавани Хельсинки у Олимпийского терминала расположилось 40-метровое колесо обозрения — прямо как в Бресте. Правда, все кабинки его закрытые и защищены солнцезащитной плёнкой, что не позволяет сделать красочные картинки без должной аппаратуры. Тем не менее, виды со «Sky Wheel» гораздо круче наших: в основном, из-за более низких зданий, наличия площадей и моря вокруг. Но удовольствие не из дешевых: взрослые могут попасть на колесо обозрения за 12, а дети — за 9 евро.
*
Как и у нас, есть в Хельсинки своя крепость — Свеаборг, или Суоменлинна. Правда, не в шаговой доступности — в 15 минутах плавания на небольшом корабле. Крепость также расположена на островах и основное военное предназначение выполняла в XIX-XX веках, защищая Хельсинки от угроз с моря или становясь театром действий для гражданской войны. Сегодня здесь расположены музеи военной тематики и… мужская тюрьма нестрогого режима, аналог нашей колонии поселения.
В Хельсинки мы попали в воскресенье — день выходной. Финны накануне рабочей недели проводят время в несуетливом отдыхе. Жизнь бурлит разве что в портах и на вокзале 630-тысячного города. Стоит на пару минут отойти от туристических маршрутов в другие кварталы, как финская столица кажется совершенно безмятежной и безлюдной. В парковых зонах люди свободно устраивают пикники, а уличные музыканты — не менее профессионально, чем в Таллине — наполняют улицы Хельсинки приятной музыкой. Кстати, финны любят рок, и потому услышать уличную кавер-версию какого-нибудь хита здесь можно практически всегда.
Паромы — жемчужины Балтики
В ротации нашего тура были три парома от компании «Tallink», крупнейшего оператора на Балтике. Из Таллина в Стокгольм мы шли на пароме «Baltic Quenn» (год постройки — 2008-й) — и многие из нашей группы признали именно этот корабль самым удачным как с точки зрения удобства, так и по части развлечений. Хотя путь из Стокгольма в Хельсинки мы и проделали на пароме, внесенном в Книгу рекордов Гиннесса — «Silja Serenade».
Финский паром, имеющий самую длинную «променаду» (внутреннюю прогулочную палубу — за нее и рекорд записали), особенно не понравился тем, чьи каюты были ближе к корме — гул двигателей и вибрации ощущались при швартовке и выходе из портов, в том числе — на Аландских островах. Возможно, все дело в возрасте, ведь «Серенада» была спущена на воду в 1990-м году и даже после основательного ремонта в 2006-м и 2014-м годах не избавилась от некоторых недостатков. Впрочем, притягательности паром все равно не утратил.
Третий паром — «Megastar» — был введен в эксплуатацию только в 2017-м году, и по части комфортабельности ему не было равных. Да вот только двухчасовой переход из Хельсинки в Таллин обусловил внутреннее убранство корабля. Здесь гораздо меньше спальных кают. Этакая «швейцарская электричка» бизнес-класса, хотя сидячие места в разы удобнее, чем на железной дороге. И живая музыка, несомненно, играет в плюс.
И еще одно наблюдение. Весь транспорт, перевозимый на пароме, вынужден занимать место в автомобильной очереди. Даже если речь идет… о велосипеде!
Отдельный сказ — о магазинах Duty Free на борту каждого парома. Беглый взгляд на цены выдавил из глубины сознания стойкое желание вернуться в Брест на белорусско-польскую границу. Или, на худой конец, на белорусско-литовскую. Впрочем, для шведов и финнов, у которых «на берегу» цены на алкоголь и сигареты зашкаливают, подобные «дьютики» — повод затариться по полной. Пиво и прочие напитки отсюда тащат ящиками, благо ни о каких лимитах в три литра речи не идет.
И напоследок, приятным бонусом к поездке из Стокгольма в Хельсинки стал проводившийся в Финляндии автопробег «Kumipallo». Порядка 40 элитных и дорогих суперкаров, среди которых — Ferrari, McLaren, Lamborghini и американские ретро-автомобили, вместе с нашей группой погрузились на «Silja Serenade». Кто успел — сделал зачетное фото на память. Ведь у нас такое не каждый день увидишь…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.