Учебный год начнется уже на этой неделе. За лето у родителей и самих учащихся накопилось немало вопросов на школьную тему. В этом мы убедились в минувшую пятницу, 18 августа, во время прямой линии, организованной журналистами «Вечерки». «Педсовет» в составе начальника отдела образования, спорта и туризма Брестского горисполкома Анатолия НОСКОВА, руководителя профильного отдела администрации Ленинского района Татьяны САВИЧ и главного специалиста профильного отдела администрации Московского района Галины ШЕСТОПАЛОВОЙ ответил на вопросы наших читателей.
Баллы, точки, многоточия…
Меня зовут Степан Степанович, я педагог-пенсионер. В интернете и некоторых СМИ появилась информация о возможности возврата к пятибалльной системе оценки знаний учащихся. Это всего лишь разговоры? И хотелось бы услышать личное мнение участников прямой линии по пяти– и десятибалльной системе.
А.Н. – Вопрос о возврате к пятибалльной системе выносится на широкое общественное обсуждение. С моей точки зрения, отказываться от действующей системы оценки знаний школьников не стоит. Десятибалльная система благодаря своей дифференцированности достаточно гуманна к ученику. Она позволяет снять у ребенка имеющиеся психологические барьеры. Мы же знаем, что дети приходят в школу с разными стартовыми возможностями и степенью готовности, находятся в разных социально-бытовых условиях. Все эти факторы влияют на дальнейшее обучение. Раньше каждый учитель придумывал свои методы поощрения. Лично я в своей педагогической деятельности во времена 5-балльной системы использовал… точечки. Перед пятеркой, после четверки.
Т.С. – Полностью согласна, что 10-балльная система дает более точную оценку знаний ученика. Я учитель высшей квалификационной категории, работала в школе. И у меня тоже был свой метод мотивирования учеников. Ставила рядом с отметкой восклицательный знак или писала слово «молодец». Если разобраться, то действующая система оценки знаний очень четкая. Возможно, все дело в том, что родители не могут до сих пор перестроиться, потому что в большинстве своем учились по 5-балльной системе.
Меня зовут Елена. Недавно прозвучало предложение, если не ошибаюсь, со стороны Министерства образования, чтобы не учитывать средний балл аттестата при поступлении в вузы. Большинство родителей в шоке. Ваше мнение по этой теме?
А.Н. – При учете только баллов, набранных на централизованном тестировании, будет больше объективности оценки знаний абитуриента. И если зашла речь о независимой оценке знаний, то хочу напомнить – Министерство образования уже в течение двух лет проводит подобный эксперимент по итогам окончания 9 классов. В перспективе предлагается совместить выпускные экзамены с ЦТ по аналогии с российским ЕГЭ. Эти процессы не должны совершаться опрометчиво, ко всему нужно готовиться, в том числе и экспериментальным путем.
Анатолий НОСКОВ
Дочь собирается поступать в медицинский, нужны собственные учебники по химии, биологии, английскому языку за несколько лет. Хотели нынче отказаться от получения комплекта учебников в школе, чтобы не платить дважды – в школе и магазине. Но классный руководитель сказала, что так делать нельзя. Почему?
А.Н. – Учебники издаются по государственному заказу – под каждого конкретного ученика. Лишних учебников государство не издает. Уже сейчас известно, сколько нужно на следующий год.
Сегодня Министерством образования РБ предоставляется возможность использования электронной версии многих учебников. Они находятся в свободном доступе на сайте Национального института образования. Учитывая то, что практически все семьи сегодня имеют доступ к информационным технологиям, это является альтернативой учебникам на бумажном носителе.
Т.С. – В небольших количествах учебники имеются в продаже. И при необходимости можно купить тот или иной учебник. Но зачем приобретать за полную цену весь комплект? Родители платят не за учебник, а за пользование им. Рассчитано, что одной книгой пользуются в течение пяти лет, так что стоимость «разбивается» на этот срок. Получается, что пользование необходимым учебным комплектом, полученным в школе, обойдется в пять раз дешевле, чем покупка в магазине.
Я – Светлана, живу в Бресте. Среди выпускников наших школ наблюдается такая тенденция: очень многие поступают и учатся за границей, в частности в Польше. Как вы к этому относитесь? Какие шаги предпринимаются, чтобы этого не происходило?
А.Н. – У нас есть статистика по данной проблеме, и она нас не радует. Конечно, отрицательно относимся к тому, что ученик собирается или уже поступил в высшее учебное заведение за пределами Республики Беларусь. Но каких-то законных заградительных барьеров для этого мы поставить не можем. Поэтому действуем только убеждением. Работаем как с самими выпускниками, так и с их законными представителями.
Как решился в Бресте вопрос по учебному времени? Когда будут начинаться уроки – с 8 или 9 часов утра?
А.Н. – Занятия в школах и гимназиях города Бреста будут начинаться с 8.30.
Т.С. – Поясню по Ленинскому району. Все учреждения образования занимаются в две смены. Поэтому организовать обучение с 9 часов не представляется возможным, так как будут нарушены санитарные нормы и правила. 8.30 – оптимальное время.
А школьные переменки сократятся?
Т.С. – В санитарных нормах и правилах прописано: в первую смену обязательно должны быть две перемены не менее 15 минут, остальные по 10 минут. Данное требование будет выдерживаться. Во вторую смену может быть одна либо две перемены по 15 минут, эта норма также будет выполняться. Шестой урок во второй смене будет заканчиваться в 19.40.
Вопрос от семиклассника. По субботам хочется выспаться, а утром в школе проводят всякие неинтересные мероприятия. И классный руководитель ругает, если не приходишь в субботу. Что делать?
Татьяна САВИЧ
А.Н. – В педагогике нужно избегать такого понятия, как «ругать». Можно пожурить ученика. А ругань любого рода унижает человека, в том числе и ученика. Это во-первых. Во-вторых, чтобы ребенок с желанием шел в школу и в субботу, нужно организовывать шестой школьный день так, чтобы интересно было всем. Но учреждения образования должны обеспечить работу пяти учебных и шести школьных дней. Этого никто не отменял.
«Ідзем насустрач пажаданням»
Я хацела б даведацца, колькі ў нас дзяцей у школах навучаюцца на беларускай мове. Наколькі ведаю, гэта толькі адзін клас, у якім шэсць дзетак. Ствараецца ўражанне, што нашы спецыялісты ў сферы адукацыі не перашкаджаюць распаўсюджванню беларускай мовы ў школах, але і не садзейнічаюць гэтаму…
А.Н. – Пытанне складанае. Сказаць, што мы не садзейнічаем распаўсюджванню беларускай мовы ў навучальных установах, я не магу. Мы ў гэтым пытанні вывучаем меркаванні бацькоў і ідзём насустрач іх пажаданням. Шэсць дзетак у беларускамоўным класе – гэта было жаданне іх бацькоў. Больш жадаючых у нас няма. На жаль. Але гэту работу мы будзем доўжыць. Магу дадаць, што асобныя прадметы на беларускай мове вывучаюцца ў пачатковых класах гімназіі № 3. Ёсць беларускамоўная група ў 51-м садку на Дуброўцы.
Атрымліваецца, мы ідзём за бацькамі, за іх жаданнямі… Можа, ім трэба неяк растлумачыць, зацікавіць? Не проста быць статыстамі.
– Як, вы мяркуеце, мы павінны гэта рабіць? Прымусіць вывучаць беларускую мову? На сённяшні час работа па папулярызацыі мовы вядзецца кожнай навучальнай установай агульнай сярэдняй адукацыі, а таксама дашкольнымі ўстановамі. Каб вы ведалі, у нас з мінулага навучальнага года, пачынаючы з пачатковай школы, ураўнавана колькасць гадзін на вывучэнне беларускай і рускай мовы. Але мы выконваем запыт бацькоў. Калі ён будзе іншым, мы будзем на яго арыентавацца.
Ва ўсякім разе прыемна, что вы самі так выдатна гаворыце на беларускай мове. Дзякуй!
Факультативы, медали, финансы
Меня зовут Алеся. У меня мама учитель, и ее часто привлекают к работе в субботу для проведения факультативов с детьми. Насколько я знаю, родителям хочется в выходные проводить больше времени с ребенком. Можно ли отказаться от субботних факультативов?
А.Н. – Я недавно читал интервью белоруса, который когда-то уехал в США и сейчас работает там школьным учителем музыки, его заработная плата за год составляет около 90 тысяч долларов. Он рассказывает, что американские дети изначально мотивированы на получение образования. Их не нужно убеждать приходить в школу. Они понимают: насколько глубокое и качественное образование ты получишь, настолько ты в будущем будешь социализирован и успешен. Соответственно, у тебя больше шансов состояться в жизни и обеспечить качество жизни себе и своей семье.
Я также придерживаюсь той позиции, что мы должны и в школе, и в семье мотивировать наших детей к качественному и глубокому образованию, выбору будущей профессии.
Я учитель. Хотел бы обсудить вопрос более объективного и более гуманного сочетания условий для выдачи нашим выпускникам медалей. Сейчас, чтобы получить медаль, четыре года ребенок должен учиться на пределе, получая только «девятки» и «десятки». Это очень жесткая система. Может, нужно сделать этот путь более коротким? Учитывать два последних года, а не четыре?
А.Н. – Я могу лишь высказать свою точку зрения: любая награда должна быть заслуженной. Давайте считать, что, получая медаль, каждый из наших учеников совершает определенный подвиг.
Все ли школы нынче обеспечены бюджетным финансированием? Есть ли объяснение сбору денег с родителей?
А.Н. — На сегодня все учреждения образования обеспечены бюджетным финансированием. Нет никаких препятствий, чтобы ребенок пришел в школу. Он садится за стол, ему преподают предмет, у него принимают экзамены. В классе светло и тепло. Государство создает минимальные условия, соответствующие санитарным нормам и требованиям, которые необходимы для организации образовательного процесса – и в школах, и в дошкольных учреждениях образования. Норматив бюджетного финансирования, установленный Советом министров, по Бресту выполняется. Но нужно помнить, что система образования города формировалась на протяжении десятилетий. И модернизировать в один момент всю ее учебно-материальную и материально-техническую базу бюджет позволить себе не может. Этот процесс идет, но не так быстро, как хотелось бы. То, в чем остро нуждается система образования города, – это в продолжении модернизации материально-технической и учебно-материальной базы.
Т.С. – Я добавлю. Государство взяло на себя обязательство обеспечить в школах образовательный процесс и безопасные условия пребывания детей и выполняет его полностью. Все, что касается оснащения «предметных» кабинетов, компьютерных классов, питания, ремонта пищеблоков, пожарной безопасности, – все это есть. Более того, мы идем навстречу родителям в их просьбах по созданию групп продленного дня в начальных классах, чтобы они, находясь на работе, были уверены, что их дети под присмотром. Это тоже требует затрат.
Детсады, ясли, отпуска
Мы живем в Юго-Западном микрорайоне и столкнулись с невозможносью устроить ребенка в детский сад возле дома. Можно нам помочь?
Г.Ш. – В новых микрорайонах, где ведется интенсивное строительство жилья, действительно есть проблема нехватки детских садов именно в шаговой доступности. Но мы можем предложить вам место в детском саду в других микрорайонах города. Так делается уже много лет, потому что инфраструктура в новых микрорайонах просто не успевает за строительством многоквартирного жилья. При этом мы стараемся максимально учитывать интересы родителей: выдаем им направление в тот детский сад, который расположен по ходу движения к их месту работы.
Галина ШЕСТОПАЛОВА
А.Н. – Сейчас в Бресте работают 74 детских сада плюс 10 учебно-педагогических комплексов с дошкольными группами. И проблема нехватки мест в детских садах в ряде микрорайонов связана в том числе и со стремлением родителей определить ребенка в ясельную группу. Давайте порассуждаем: с какого возраста ребенок должен быть обеспечен местом в детском саду и какую социальную нагрузку в связи с этим несет государство? Мы знаем, что до трех лет ребенок должен оставаться с мамой, потому что государство гарантировало ей на этот срок отпуск по уходу за ребенком. И ладно бы мамы, которым так важно определить ребенка в ясельную группу как можно раньше, стремились выйти на работу. Нет, очень многие используют это время с пользой прежде всего для себя. Например, получают второе образование. Мне кажется, перекладывать заботы о таком маленьком ребенке на государство не совсем правильно.
Телефоны, дресс-код, дневники
Сколько будет стоить в новом учебном году школьное питание?
А.Н. – Стоимость школьного обеда дифференцирована в зависимости от возраста и времени пребывания в школе и максимально достигает в среднем 1 руб. 80 коп.
Тамара Николаевна из Жабинки звонит. Я уже бабушка, у меня пятеро внуков, которые ходят в школу. И меня очень волнует, что детки на перерывах сидят за партами и играют в телефоны. Может, какие-то мероприятия с ними на переменках проводить? Знаю, в Италии их вообще на перерывах на улицу выводят, не дают им возможности сидеть с телефонами.
А.Н. – Уважаемая бабушка, а вам не кажется, что это проблема в первую очередь не школы, а родителей, семьи? Просто не давайте ему в школу телефон. Или внушайте, чтобы ему самому не хотелось брать его с собой.
Т.С. – Во многих учреждениях образования города существует практика изъятия телефонов во время учебного процесса изымаются. В кабинетах оборудованы ячейки, куда дети оставляют свои телефоны. И подвижные переменки в школах организованы. Не каждую переменку, конечно. У нас нет таких штатов, чтобы иметь возможность учителю все перемены выводить детей на улицу и организовывать с ними какие-то игры. Да и готовиться к уроку нужно – и учителю, и детям.
Еще замечание можно? Мне пришлось несколько раз готовить с внуком уроки, и я, педагог по образованию, пришла в ужас от современной школьной программы. Взять ту же биологию для 7-го класса. Сложнейший урок, масса незнакомых терминов. Чтобы с ребенком заниматься и хорошо подготовить предмет, надо этому целый день посвятить.
А.Н. – Ваше мнение созвучно с мнением президента страны, которым отданы поручения по упрощению учебного материала в школе и подготовке новых образовательных программ и учебников. Эти поручения Министерством образования выполнены уже в этом году. Многие темы из программного материала убраны, многие перенесены в более старшие классы. Я согласен с вами. Школьная программа, особенно по физике, биологии и химии, действительно перегружена материалом и научной терминологией. Надеюсь, постепенно мы от этого уйдем.
Правда ли, что классного руководителя наказывают материально за нарушение учеником школьного дресс-кода? Ребенок не успел после физкультуры переодеться и сменить кроссовки, и классная ему выговорила: мол, если тебе все равно, то хоть меня пожалей – меня рублем накажут…
Т.С. – Есть понятие гигиены, и после физкультуры ребенок обязан переодеться в одежду, в которой пришел в школу. А по поводу наказывать… Это абсурд. Думаю, классный руководитель просто хочет, чтобы дети хорошо выглядели, и таким образом пытается до них и до родителей достучаться. Но это неправильно, непрофессионально.
Меня интересует система электронных дневников. Получит ли она широкое распространение? Или все это пока на уровне эксперимента?
Т.С. – В прошлом учебном году во всех учреждениях образования Ленинского района, пусть не в полном объеме, а в одной-двух-трех параллелях, были введены электронные дневники. Гимназия № 5 была охвачена системой электронных дневников полностью. Апробация пройдена, начиная с начальных классов, и в этом году у нас даже есть мысль вовсе отказаться от бумажных дневников. Для этого, конечно, нужна серьезная подготовка и хорошая материальная база, подразумевающая определенное количество ноутбуков, компьютеров, планшетов, чтобы учитель мог если не в режиме реального времени, то хотя бы на переменке внести все отметки. Нужно обучить всех педагогов. Нужно, чтобы было желание у родителей. Если им система электронного дневника не интересна, никто и ничто не сможет их заставить ими пользоваться. Но, судя по отзывам и родителей, и педагогов, и самих учащихся, гимназия № 5 восприняла систему электронных дневников очень хорошо. Теперь мы собираемся продвигать эту систему в школах № 13 и № 18. Подключается гимназия № 1. Я уверена, что за электронными дневниками и журналами будущее.
А.Н. – В этом плане для учреждений образования проблемой является использование WiFi-доступа. Учитель может выйти с персонального компьютера в интернет, только если у него есть персональный 3G-модем. В других случаях – только сетевой доступ в интернет. На сегодня санитарные правила и нормы не разрешают использовать WiFi в учреждениях образования. Но если мы заявляем, что Беларусь – современное государство и есть программа перехода к цифровому обществу, то почему школа должна стоять в стороне от этих процессов?
А система образования Бреста в этом плане на месте не стоит. Мы идем дальше. Уже в этом году комбинатом школьного питания совместно с отделами начнется эксперимент «электронные платежи». Это подразумевает наличие у каждого школьника карточки по типу банковской для расчетов в школьных столовых и буфетах. Эксперимент начнется в отдельных учреждениях образования обоих районов. Не с 1 сентября, конечно. Нужна серьезная подготовка: эмиссия карточек, закупка оборудования, работа с родителями. Но процесс идет.
Сохранится ли бесплатный проезд для школьников в общественном транспорте?
А.Н. – Согласно действующему постановлению Совета министров РБ, ребенок имеет право проезда от места жительства к месту учебы и обратно на основании справки, выдаваемой учреждением образования. Единственное новшество и требование, которое было привнесено Министерством образования, учитывая более чем трехлетнюю практику, – в справку должна быть вклеена фотография ребенка. Никаких предпосылок к тому, что в этом плане что-то изменится, нет. Другое дело, что при достаточном наличии бюджетных средств местные органы власти могут принять решение о дополнительном финансировании проезда школьников.
Т.С. – Два последних года по нашему ходатайству горисполком принимал решения о бесплатном проезде участников трудовых бригад, работавших в Брестской крепости. На срок работы трудовой бригады дети ездили бесплатно из дома до крепости и обратно по справкам с фотографиями. При желании компромиссы найти всегда можно…
Вопросы и ответы записывали Елена ЖУК, Елена ТРИБУЛЕВА
Фото Оксаны КОЗЛЯКОВСКОЙ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.