Для создания в городе, да и в стране, безбарьерной среды еще мало что сделано. И речь не только о массе зримых препятствий в виде бордюров и лестниц, но и о внутренних, психологических. Например, о реакции и отношении людей. Как показывает практика, многие воспринимают людей с инвалидностью как нечто за гранью обычного. Это прослеживается даже в школе. Порой именно родители здоровых учеников – противники создания интегрированных классов, где совместно обучаются обычные дети и дети с инвалидностью. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в Беларуси развернулся проект по проведению тренингов для родителей. К нему подключилась школа № 1.
На тренингах актуальные темы и вопросы инклюзивного образования родители обсуждают вместе с психологом.
СШ № 1 – одно из немногих учебных заведений города, построенное по принципу безбарьерной среды. Здесь создан один специальный и два интегрированных класса. Когда они только формировались, некоторые родители были против, чтобы их ребенок учился с детьми, имеющими особенности в развитии. Какие причины? Кто-то подумал, что дети с инвалидностью могут быть опасны, что они будут проявлять агрессию по отношению к одноклассникам. Нелегко и родителям особенных детей отдавать своих чад в обычный класс. Они боятся, что сверстники могут грубо себя повести, а учитель – уделить недостаточно внимания. Это всего лишь стереотипы, а как обстоят дела в реальности – знают немногие. Чтобы избавить людей от подобных предрассудков, в Бресте в школе № 1 проводятся тренинги для родителей.
– С 2015/2016 учебного года мы участвуем в экспериментальной деятельности по формированию инклюзивного образовательного пространства и тренинговой технологии работы с родителями учащихся. Наши партнеры – учреждения образования Барановичей, Гомеля и Жлобина. Руководитель проекта Вера Хитрюк – директор института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка. Экспериментальная деятельность охватывает работу с родителями как особенных, так и обычных детей, – рассказывает руководитель проекта в школе, заместитель директора по учебной работе СШ № 1 Екатерина Александрова.
Проект рассчитан на два года. Ранее в нем уже участвовали 20 родителей, которые в течение года еженедельно проходили тренинг по разным темам. Более полугода длятся занятия у другой группы родителей. Программа тренингов составлена специалистами. Каждое занятие, которое проводит психолог, включает и беседы-обсуждения, и видеоматериалы, и практические задания.
– Тренинг проходит довольно интересно и полезно. Это необходимо для мам и пап. Все идет от родителей. Ребенок как губка: впитывает все то, что мы ему говорим, – делится своим мнением участник тренинга Игорь Добреньков.
Его сын обучается в обычном классе. И, как говорит отец второклассника, он не противник интегрированных классов:
– Первая реакция моя, если бы мой ребенок пошел в интегрированный класс: наверное, вздрогнул бы. Но это первая реакция. А так я не противник, а скорее, наоборот, понимаю, что будет взаимовыгодно. Мы можем помочь детям с особенностями развития физически, а они нам – морально. Благодаря тренингам я утвердился в этой позиции. Люди с инвалидностью больше умеют ценить жизнь и то, что у них есть.
Дочь Любови Брозовской обучается в интегрированном классе. У девочки нарушения в области опорно-двигательного аппарата. Сначала женщина сомневалась, а стоит ли отдавать ребенка учиться со здоровыми детьми: «Не знала, как к ней будут относиться взрослые и сверстники. Но нам повезло. Девочка влилась в класс, и все к ней относятся хорошо».
Не очень-то хотела Любовь посещать тренинги. Но сейчас ни капельки не жалеет об участии. Для нее это не просто обучение, переосмысление каких-то вещей, но и способ выговориться профессиональному психологу.
В конце этого учебного года по итогам тренингов будет издано методическое пособие, на базе которого другие школы области смогут внедрять подобную систему.
— Современный мир требует пересмотра отношения общества к людям с инвалидностью. И мы часто говорим о формировании нового, толерантного отношения к этой категории граждан. Стараемся разрушать стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к людям с инвалидностью, показываем плюсы совместного обучения, формируем новое отношение к детям с особенностями, где признается равноправие и сотрудничество, — говорит Екатерина Александрова.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.